2058 5 29-10-2012

Андрей Хлебников, начальник Аналитического управления Губернатора Омской области

Почему новости уходят в интернет? Все объясняется очень просто. Люди не просто нуждаются в оперативной информации. Они в ней всегда нуждались. Но мы видим, как резко, буквально за десятилетие, взрывообразно вырос уровень жизни населения. За всеми призраками оранжевых революций мы пропустили главную – революцию ожиданий, рост запросов и потребностей.

И, в частности, благодаря ставшим массово доступными всевозможным гаджетам, люди максимально много времени проводят в Интернете – многие так практически 24 часа в сутки. И это не только развлечения, хотя во многом интернет стал таким всеобъемлющим интерактивным телевидением, ведь большинство людей – визуалы, они привыкли получать основную информацию именно из телевидения, а тут им дают тот же "ящик", но где можно выбирать то место в "глобальной деревне", в котором ты хочешь жить и "зомбироваться", уже добровольно. Экономическая причина в том, что именно наша современность стала той эпохой, которую в 60-х годах предсказывал Маршалл Маклюен.

Ну а с потребительской точки зрения значимо то, что многие услуги, даже государственные, переходят в "онлайн". Это и банковская сфера, и всевозможные потребительские сервисы, те же интернет-магазины растут темпами, существенно превышающими любой традиционный ритейл.

Соответственно, проводя в Интернете много времени и реализуя именно там все чаще все социальные функции, и новости человек будет вынужден читать там же. Что мы и видим – в этом году впервые соцопросы по Омску зафиксировали не только у молодежи, но и у мужчин в среднем выход Интернета на первое место по получению информации. В недалеком будущем он обойдет телевидение сначала по городу в целом, а затем и по региону.

Другое дело, что в России, и особенно в Омске интернет-СМИ пока отстают в развитии. Только порядка 5-10 тысяч человек в регионе ежедневно посещают сайты местных информационных агентств, если сравнить эту пропорцию с характерными для Европы цифрами, это «слезы». На самом деле вся совокупная омская аудитория попавших в топ-5 сайтов не превышает и 10 тысяч человек. Прежде всего это люди среднего возраста и достатка, которые заходят на 3-5 избранных сайтов с целью получения разноплановой информации, по профессиональной принадлежности это прежде всего бизнесмены, чиновники, политики, сами журналисты.

К сожалению, сама социальная структура у нас не предполагает серьезного роста числа лиц, принимающих решения: неразвита частная инициатива, люди в корпорациях и на службе недостаточно вовлечены в процесс принятия решений. Соответственно, и новостями им активно интересоваться зачастую незачем: если аудитории сетей общения, социальных сетей, исчисляются в регионе сотнями тысяч пользователей, то совокупная аудитория СМИ – в десятки раз меньше.

Но я думаю, процесс развития тут находится только в самом начале. Не только ритейл растет в Интернете быстрее, чем в традиционных сетях: интернет-реклама в разы опережает по росту традиционную. Недавно в одном из омских СМИ прошла информация, что в целом по стране экономика, связанная с Рунетом, приблизилась к 5%. Для сравнения, это сопоставимо с удельным весом в ВВП машиностроения.

К сожалению, я думаю, в Омской области пока цифровая экономика существенно слабее развита, и очень жаль, что именно под нее не создано пока ни одного закона о привлечении инвесторов – у нее куда больше потенциал роста, чем у любых промышленных парков. Более того, промышленные зоны в дальнейшем неизбежно будут вторичны по отношению к системам обработки и передачи информации, и особенно важно это учитывать для Омской области, главный и единственный ресурс развития которой – население.

Что касается самой вашей идеи рейтинга интернет-СМИ, то она, конечно, хорошая. Но у меня возник вопрос, почему в рейтинг вошел сайт "Город55", для которого функция новостного находится на одном из последних мест, ведь его 50 тысяч просмотров складываются из рекламы, объявлений, городских сервисов, видео всевозможных аварий, но никак не из новостей.

На этом фоне удивлен, почему в рейтинге нет сайтов «ОмскЗдесь» и «Коммерческих вестей». У обоих большое будущее. Хотя «КВ» стоит постепенно отходить от доминирования газетного формата, их представительству в Интернете – ставить прозрачную посещаемость и вообще делать современный сайт практически с нуля, а «ОмскЗдесь» – неплохой сайт, буквально на наших глазах выросший из персонального блога и постепенно отходящий от откровенной ангажированности, просто мне кажется его держатель еще не определился до конца, в каком направлении ему развиваться.

«БК55» уже много лет в моей первой тройке «избранного» омских ресурсов (правда, в последние годы все сильнее его теснит в моем персональном топ-листе СуперОмск), хотя возможно я и ошибаюсь, но, насколько мне известно, БК55 официально не зарегистрирован в качестве СМИ. Вообще я уважаю СМИ Сергея Сусликова за то, что он на 100 процентов сам всего добился, и пока это единственный в Омске подобный случай – но похоже, иногда это порождает у его авторов иллюзию такого информационного всемогущества. Но если какой-то из его активов не отвечает по закону о СМИ, например за размещаемые на нем комментарии, а авторы публикаций и редакторы не несут соответствующей экономической и персональной ответственности, это уже сказывается на поведении и бьет по репутации и остальных СМИ холдинга.

И еще немного непонятно: вот существовал сайт столько лет в определенном формате, а тут вдруг меняется его привычный вид и даже невооруженным взглядом видно, какой достаточно известный омский новостной ресурс он стал напоминать. Если точнее, я имею в виду работающий на очень похожем движке и дизайне ОмскПресс. А если сейчас БК55 еще и заполонят по полной рекламой, то будет, уже как на ОмскИнформе: заходишь и не понимаешь, какой пестрый персидский ковер перед собою видишь.

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 14
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru