1420 1 11-04-2013

О ЛИФТА’Х

Начну, как обычно, издалека. Знаете, почему? Когда долго едешь, дорога изматывает, вот и фантазируешь, мол, доберусь, а там отель со звездами, водичка минеральная, девушки танец живота отплясывают, короче – рай. Приезжаешь – полная лажа!  Ничего придумывать не надо. Все, как дома, только надписи не по-нашему. Единственное достоинство – до работы далеко, все же в отпуске.

Когда-то, в Красноярске, был у меня друг, классный поэт Зорий Яхнин. Считался он краевым классиком, да и внешне выглядел дай бог каждому: высокий, стройный с мягким интеллигентным голосом – успех у женщин, словно ангел с небес спустился. Телевидение в ту пору специализировалось по новостям, так что в лицо его массы на улице не узнавали, а только после личного контакта. Яхнин много ездил по краю, и когда эти контакты происходили, например, в ресторанчике или на прогулке, представлялся техником по лифтам (ударение на последнем слоге). Нарочно не написал, «скромно представлялся», потому что скромностью там и не пахло.

В те годы, 40 лет тому, многоэтажество только задирало голову. В основном людей радовали хрущевки о пяти уровнях. Потому лифты казались космическими кабинками типа гагаринского «Востока», а уж их персонал, небожителями с Байконура. Особенно в райцентрах. Например, в Енисейске или Канске. Я сам видел, как сладостно вздрагивали девушки, когда поэт на их вопрос, «А вы кто такой?», гордо отвечал, «Техник по лифтам». Ударение на «а».

Вот о лифта’х и поговорим.

Нынче эта профессия спала до уровня сантехника, космическая изюминка куда-то делась. Хотя с другой стороны, спроси кого-нибудь, а кто там сейчас вокруг Земли крутится, вряд ли назовет фамилии. По безвестности все равны, в том числе и космонавты с техниками по лифтам. Надеюсь, ударение поставили грамотно?

Человек всегда стремился в небо. Все, бедолага, хотел взлететь. А поскольку вокруг взмывали только птицы да порхали бабочки, то по инерции мышления все норовил присобачить на спину крылья. За убогость фантазии и был наказуем. Низвергался, как Икар, грохался с колокольни, как крестьянский сын, разбивался оземь, как воздухоплаватель. Путь до кабинки лифта был долог и труден.

Ни в раскопках древней Месопотамии, ни в индейских гробницах майя, ни даже в египетских пирамидах ученые, археологи и историки, никаких следов лифтов не обнаружили! Может плохо искали? Однако и по сегодняшний день туристы поднимаются на эти старинные высотные сооружения пешком, что доставляет немало хлопот, особенно гипертоникам и инфарктникам со всего мира.

Из Википедии:

«Впервые о лифте писал римский архитектор Витрувий, ссылавшийся в свою очередь на Архимеда, который построил подъемный аппарат, вероятно, еще в 236 году до н. э.

Более поздние упоминания о лифтах датируются серединой VI века (лифты Монастыря Святой Екатерины в Египте), первой четвертью XVIII века (во Франции) и XVII века (лифт Виндзорского замка в Великобритании, «Летающий стул» Велайера в одном из парижских дворцов)[2]. В XVIII веке пассажирские лифты начали применяться в Российской империи (лифты дворцовых построек Царского Села, подмосковной усадьбы Кусково, подъемные стол и кресло в петродворцовском Эрмитаже). В 1795 году И. П. Кулибин разработал конструкцию винтового пассажирского лифта (подъемных и спускных кресел) для Зимнего дворца. В 1816 году лифт был установлен в главном доме подмосковной усадьбы Архангельское.

В 1854 году Э. Г. Отис продемонстрировал свое устройство безопасности – ловители – в Кристалл Паласе на выставке в Нью-Йорке. Отис становился на открытой платформе подъемника и топором обрубал удерживавший ее канат. При этом платформа оставалась на месте и не падала в шахту благодаря ловителям

Первый пассажирский лифт-подъемник был установлен в Нью-Йорке в 1857 году. Устройство безопасности Отиса в сочетании с использованием стальных каркасов зданий дало возможность строить небоскребы».

Отсюда видно, как бы там не изгалялись, а первые лифты появились у нас, в России, что, естественно, накладывает историческую ответственность. Это, как из одного и того же ряда: первый спутник, первый космонавт, первый лифт!

Жаль, что в годах затерялись имена первых лифтеров и техников по лифтам. Красноярский поэт хоть и выдавал себя за последнего, но он шутил, а сам обитал в хрущевке на последнем, пятом, обезлифтенном или безлифтовом (Как правильно?) этаже.

Жители нынешних высот со мной согласятся. После новоселья, когда подъемники сознательно отключены (Привычка издеваться над людьми осталась со времен построения коммунизма), когда мебель на одиннадцатиэтажную верхотуру, в том числе и пианино, поднималась самыми рабскими методами, жужжание внезапно заработавшего лифта особенно приятно. А еще этот звук скрашивает ожидание. Ведь так? Какая бы ни была звукоизоляция, но если для кого-то накрываешь стол, всегда слышишь, что он вот-вот замрет на твоем этаже, этот милый подъездный фуникулер.

Ну, и естественно, каждый подъем роднит с поднебесьем. Какое бы ни было настроение, оно всегда улучшается от езды в лифте, не глядя на дурацкое ударение на последнем слоге. Это если хочешь приблизиться к мощной профессии лифтовиков. Везде свой сленг. Горняки говорят «до’быча», продавцы «сока’» вместо соки и т. д.

Вот и я привыкал к новому для себя ударению, когда знакомился с лифтовыми делами в Омске. Лучше бы не знакомился и продолжал быть счастливым, что живу на втором этаже.

Увы, у нас все не так, как я попытался красочно описать. Около полутора сотен этих фантастических машин требуют срочного ремонта, но реальность грубее любого полета мысли. У города даже плана нет, что за чем делать. Поскольку лифты чем-то сравнимы с самолетами, то представьте себе аэропорт без расписания. Так что пресловутая «Федоровка», она не только за городом, она внутри и разъедает нас, как червь, как паразит, как недостроенное метро.

Эх, братцы, не полетать в поднебесье! Только пешком, ползком и на карачках...

Фантазии Елены ЛЕОНОВОЙ

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 87
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru