2046 2 17-04-2012

Кто поедет в метрополитене?

Об этом «ДГ» рассказал почетный гражданин города Омска и заслуженный строитель России Юрий Яковлевич Глебов. Будучи Председателем Горисполкома, он стоял у истоков строительства этого важного городского объекта…

Громкий старт

История Омского метро началась в феврале 1985 года, именно тогда было принято постановление Политбюро ЦК КПСС о строительстве в Омске метрополитена. В тот же год Указом Горисполкома и ГК КПСС во главе с Председателем Юрием Глебовым для этих целей был создан специальный штаб. За счет средств бюджета начались работы по проектированию и строительству метрополитена, выносу инженерных сетей с трассы, был проведен конкурс по архитектурно-художественному оформлению станций. Уже в первые годы начала проекта было утверждено и ТЭО первой линии – от станции Кировская до станции Левобережная.

Генеральным подрядчиком строительства в 1987 году был назначен Новосибирскметрострой, который параллельно осуществлял работы в Новосибирске (в 1986 году в этом городе уже был открыт первый пусковой участок метрополитена).

Будет или не будет?

Работы по строительству метро в Омске шли полным ходом. Была построена база, вынесены инженерные сети, на месте трассы ликвидирован частный сектор. А в Куйбышевсом районе уже были забиты сваи для строительства диспетчерского корпуса.

Однако в конце 80-х ситуация изменилась не в лучшую сторону…

Смена политического режима в стране, начало смутных времен, землетрясение в Армении, все это повлияло на то, что указом Совета министров СССР все работы по строительству Омского метро были приостановлены. Это время совпало с уходом в отставку Юрия Глебова. Новый городской глава Генадий Павлов все-таки сумел добиться возобновления строительства метрополитена. Стройка продолжалась и во время работы мэра Валерия Рощупкина именно тогда была начата проходка перегонного туннеля от ст. Туполевская до ст. Машиностроительная.

Окончательно ситуация изменилась, когда полномочия по строительству омского метро взяла на себя область, причем сменив и подрядчика, вместо Новосибирскметростроя эти обязанности теперь были возложены на НПО «Мостовик».

Метро нет, зато есть метромост!

Как рассказывает Юрий Глебов, с 1997 года по 2002 год генеральный подрядчик НПО «Мостовик» объектом практически не занимался. Так, первые 100 м перегонного туннеля были сооружены за 1,5 месяца, а последующие 100 – сооружались почти 5 лет. Затраты на строительство продолжались, а дела – не двигались.

Провалив все сроки строительства первой очереди Туполевская – Левобережная, решили заняться мостом через Иртыш. В результате теперь Омск – единственный город, где есть метромост, но нет метро. После возведения метромоста были построены и переходы, куда обещают поставить динамики с имитацией звука проезжающих поездов…

Метро, в городе продолжают строить, однако завершение ставшей уже легендарной, стройки все переносится на неопределенные сроки. Причем колоссальные денежные вливания в этот объект все продолжают осуществляться, но самое интересное, что, учитывая сегодняшнее положение дел, по сути метро городу не понадобится еще долгие годы и никак не повлияет на движение транспорта.

Что было, что есть, что будет...

В нашей беседе Юрий Яковлевич объяснил, что когда начинали строить метро, предполагалась разгрузить надземный транспорт: первая очередь предусматривала связать левобережье – спальный район, с Октябрьским, Куйбышевским, где были расположены на тот момент основные промышленные предприятия. Новый транспорт должен был за короткий период доставить людей проживающих на Левобережье (а их около 200 тыс. человек) на работу и обратно. Сейчас работает от силы 20 тыс. человек, проживающих на левобережье.

«Теперь, по мнению Губернатора, живущий на левом берегу человек, сядет на метро, переедет через Иртыш до центра, и, должен будет сесть на другой транспорт, чтобы добраться до места работы! Кто будет дважды платить, делать пересадку, терять время? – удивляется Юрий Глебов, - места для пересадки потребуют дополнительных площадей в центре города для размещения наземного транспорта». По его мнению, два три вагона, которые будут обслуживать метро, не обеспечат компенсацию эксплуатационных затрат. Это ляжет бременем убытков на город. Сейчас в Омске прирост легкового транспорта ежегодно составляет 30%.

«Где будем ездить ближайшие годы? – недоумевает Юрий Яковлевич, - По крышам? Без развязок в разных уровнях? Без широких дорог, без стоянок и парковок?!

В 2012 году область предполагает потратить на метро 2,2 млрд рублей, а на развитие дорог – 600 млн руб., если, конечно, область их еще даст городу!»

Что важнее: закопать в землю деньги или потратить их на коммуникации?

По словам Юрия Яковлевича, метро у нас строится без технико-экономического обоснования, не определены сроки окупаемости, социальная эффективность проекта в связи с изменениями демографии, развития города и прочих факторов. «Также выглядит ситуация со строительством аэропорта, плотины и других градообразующим объектов, хотя в области множество министерств и комитетов, но видимо у них много другой работы – как можно больнее ударить по городу, - считает заслуженный строитель России».

«Вообще у нас вся наука стратегического развития города определяется указаниями губернатора. А градостроительные советы проходят как монолог губернатора и разнос архитекторов, имеющих противоположное мнение, - говорит Юрий Яковлевич, - надо прекратить закапывать деньги – сегодня метро не актуально!»

По мнению Юрия Глебова: финансы надо направить на развитие транспортной схемы города, всех ее составляющих, иначе город задохнется от газов и превратится в город пешеходов!
Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 80
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru