2117 7 27-03-2013

Безбожники

У известного литературного критика Станислава Рассадина есть книга «Самоубийцы». В ней он рассказывает о знаменитых писателях, советских классиках, которые погубили свой талант, отдав его на службу коммунистической идеологии, причем совершенно добровольно. Вот их, например, Есенина, Маяковского, критик называет «самоубийцами» не потому, что покончили с собой, а потому, что еще раньше продали свои души.

Когда-то преподавая, спрашивал будущих журналистов: «Зачем вы пишите?» Ответ следовал незамедлительно и банально: «Чтобы себя выразить!» Следовало соответственно удивленное: «Что, себя?» Растерянное: «Ну, там, типа душу»...

И начиналось:

- А что в душе-то? Когда вы книг не читаете, телевизор не смотрите, в церковь не ходите?

Тишина.

- Вон там, внизу, - взгляд с третьего этажа, - идет дядька в телогрейке. Он вам интересен?

Хором:

- Нет!

- А вы ему?

Тишина.

Говорю, мол, фантазирую, вы садитесь за компьютер, пододвигаете трьумо и, вглядываясь в собственноручное отражение, описываете словами неземную красоту, чем выражаете себя и восхищаете земное пространство!

Шум, гам, хохот, но вопрос остается, откуда берутся великие журналисты и писатели, каким образом они выражают себя и чем так интересны?

Один мужик, кажется, тот, в телогрейке, со мной поделился: «Знаешь, за что люблю Есенина? Он говорит все то, о чем я думаю, но сказать не могу. А он может. Еще удивляюсь, как ему удается в меня заглядывать, а ведь когда жил».

Ишь ты, «московский, озорной гуляка», когда жил, а достает до сих пор. А Пушкин еще раньше... Хотя, «самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу» - мне не очень, зато «роняет лес багряный свой убор» - до слез! Наверно, у каждого времени - свои злодеи, а багряный убор – на века.

Как же так? Мы, вроде, с тем мужиком разные люди, а волнует одно и то же. Ладно бы поэзия, а ведь есть и музыка, и изобразительное искусство, и театр, а там и кулинарные изыски.

Сидим мы, значит, вкушаем под водочку жюльен с пюрэ, то есть, грибочки с картошечкой, и с превеликим удовольствием рассуждаем о «Реквиеме» Верди в исполнении Новосибирского театра оперы и балета. Жаль, говорим, они на балет пожидились, это было бы что-то новенькое в хоровом исполнении. А, вообще, говорим, я от пятой части, «Agnus Dei», торчу. А мне, полемизируем, Моцарт больше глянется, как-никак, «Лакримозу» еще никто не переплюнул.

Вот так, и не похожи, а сколько общего!

На то они и гении, чтоб творить и воссоединять людей. Ну, честное слово, не ради же памятникам себе они пашут, пишут и сочиняют, возносясь к эмпиреям. А там Бог, он их приветствует и одухотворяет.  Например, а ты знаешь, Иоганн Себастьянович, твоя «Хроматическая фантазия и фуга» подвигла Михаила Тимофеевича Калашникова на создание новой модели – прогресс очевиден.

Все взаимосвязано: гении и злодеи, блаженство и печаль, восторг и равнодушие.

Обратите внимание, в слове «равнодушие» наличествует корень «душа». Типа «пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнет автомат».

Поскольку упомянули душу, вновь воззрим очи горе. Чай, она по Его части. От Него получаем, Ему же по завершению дел отдаем.

Преподавать – не проповедовать, хотите выразить себя – никто не против. И сказал я студентам, перед тем как бросить курить:

- Услышьте в себе Бога, и Он приведет вас к людям.

Вот только как быть с безбожниками, которые атеисты, ни во что не верят и зарезать для них, как позавтракать? Раз все Божественное отрицают, значит, и душу в том числе. Она ведь из Его праздничного набора. Под праздником подразумевается жизнь.

Как ни странно, когда-то думал, их, святотатцев, нет (не считая пионерского состояния). Особенно после фильма «Берегись автомобиля», где Банионис рече: «Одни верят, Бог есть, другие верят, Бога нет».

Пример... Своими глазами видел. Сеанс гипноза. Люди в трансе пели, рисовали, танцевали, как Козловский, как Репин, как Уланова, хотя никогда ничем подобным не занимались. Но вот гипнотизер дал одному нож, кажется резиновый или деревянный, и велел убить другого. И что вы думаете? Человек заносил руку с ножом, но ударить не мог! Его кочевряжило, судорожило, а то и роняло в обморок, но пырнуть никак не удавалось. Видать, не в природе гомо сапиенса мочить сородичей. А войну человек уже самостоятельно придумал, без Бога. На большее ума не хватает, что ли? Тут по сути и дьявола не надо – все сам, все своими ручками шаловливыми.

А еще заметил, в последнее время они, как тараканы, плодится начали. Тараканы пропали, а они вылезли. При том, не то чтобы отдельные особи или мутанты с рогами, нет, прежние себя безбожниками объявили. Жили себе, жили по щелям да норкам, никого не трогали, кого приказывали избирать, за того послушно голосовали, а тут вдруг – бац, я такой-сякой, заслуженный антипоповец РСФСР.

Наблюдаю, вдруг некто, такой тихий, мухи в жизни не обидел, ан уже в безбожниках. И что главное, числит себя в писателях. Вот как это мне понять? Ведь если следовать Горькому: «писатель – инженер человеческих душ» - то как он может ее признать? Когда тут дело рук Божьих. А ведь и он, типа сатаниста, тоже навроде студента хочет себя выразить и явить миру. Нестыковка...

Вот и выходит, книги они пишут, полотна рисуют, спектакли ставят, а все мимо кассы – не будят ни чувства, ни эмоции. Разве что настроения портят и порождают дурные мысли. Кажется, дай безвинному зрителю после подобного концерта или выставки нож – гарантия, кого-нибудь да чикнет поперек горла.

Однако шутки-шутки, все равно тревожно – сколько их, бездуховных, расплодилось.  А главное, чувствуют себя смело и привольно, словно и правда ни Бога, ни суда нет. И что интересно, храбрость их только до тюрьмы, уж там-то, в лагерях, церквей понастроено! Только произнеси свои вольные мысли (в смысле, с воли) вслух, могут в совсем другую религию обратить.

Кстати, рекомендую задуматься, а с чего вдруг тюрьма, нездоровье и скорая кончина? Ах, да, они же ни во что не верят! А как насчет Дарвина с дубинкой?

 

«Портрет Неизвестного» Елены ЛЕОНОВОЙ

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 87
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru