419 0 06-06-2018

«Я жаркий почитатель Михаила Ульянова»

В прошлом году артист отметил 70-летний юбилей

25 мая в Омск прибыла выездная приемная комиссия Академии театрального и кинематографического искусства Н.С. Михалкова. Традиция искать таланты среди провинциальных актеров и студентов последних курсов не нова и существует во многих столичных вузах. Тем более что российская глубинка всегда была богата талантами. Одна только омская земля дала целую россыпь замечательных имен, навсегда вписанных в историю отечественного театра и кино. При поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко ребята, прошедшие кастинг, получат возможность бесплатно обучаться в Академии. В отборочную комиссию вошел педагог Академии, профессор, народный артист России Авангард Леонтьев. «Домашняя газета» побеседовала с прославленным актером, педагогом, известным своей строгостью и требовательностью при отборе будущих мастеров сцены. Авангард Николаевич рассказал о своем пути в профессию, о любви к преподаванию, об учителях и учениках и о том, почему с особым удовольствием он приезжает в Омск.

Вспоминая Олега Павловича
- Авангард Николаевич, одна из первых ваших ролей в кино – Алексеев в «Нескольких днях из жизни И.И. Обломова». Недавно ушел из жизни исполнитель главной роли Олег Павлович Табаков, и хотелось бы немного о нем вспомнить. Расскажите, как вы с ним познакомились и как вам работалось на одной площадке?

- После Школы-студии МХАТ я пришел работать в театр «Современник». Меня пригласил его тогдашний руководитель Олег Ефремов. По тем правилам прием новых актеров решался демократическим голосованием всех членов труппы. Меня поддержало достаточное количество артистов, и я был приглашен в театр «Современник», что было большой удачей. Я как-то быстро почувствовал, что Олег Табаков взял надо мной негласное наставничество. Например, он пригласил меня на работу на радио. Записи на Всесоюзном радио тогда очень хорошо оплачивались, и это была серьезная прибавка к крошечной театральной зарплате. Табаков позвал меня туда для того, чтобы я немного подзаработал. Так мне тогда казалось. А на самом деле еще и для того, чтобы я поучился, в частности у него. В то время он уже был настоящим радиоволком – пользовался микрофоном с такой легкостью и так успешно, что его очень часто приглашали. В основном он играл подростков. Голос у него был молодой, и роли юношей ему очень хорошо удавались.

- Микрофон, вспоминая Высоцкого, нужно обуздать…

- Поначалу мне было очень трудно, потому что микрофон – он не терпит фальши, и особенно не терпит пустоты. И надо сразу быть результативным и не фальшивым. Это было непросто, но все-таки потихонечку (Табаков не раз меня звал в свои радиопроекты) я учился у него и других мастеров. У Татьяны Пельтцер, Евгения Весника, Ростислава Плятта, которые помимо всего прочего тоже были большими мастерами радиопостановок. В конце концов, как мне кажется, я раскусил, в чем специфика работы на радио и теперь с микрофоном имею дело очень часто. Например, озвучиваю на телеканале «Культура» альманахи об искусстве – «Абсолютный слух» о музыке и «Искусственный отбор» об изобразительном искусстве.

Так вот Олегу Табакову было присуще свойство заботы о других. Он многим помог. Кому-то поставил телефон, который в советское время был редкостью, и нужна была большая протекция. Десятки, может быть, сотни квартир выбил Табаков у начальства для артистов. Сначала в театре «Современник», директором которого он был в свое время, потом для артистов организованного им театра. Он, кстати, привлек и меня к созданию своего театра-студии, и я с ним прошел все шаги от начала до организации студии. А начало – это 1974 год, когда мы создали кружок в Московском городском доме пионеров, и два года занимались с отобранными нами детьми. Потом под нашим шефством они поступали в ГИТИС на курс Олега Табакова. Он целенаправленно взялся за эту работу, чтобы подготовить профессионалов для своего театра. Так что я практически во всех проектах Табакова принимал участие. Мне кажется, что именно он рекомендовал меня Никите Михалкову на эту роль в «Нескольких днях из жизни Обломова». Но ни Михалков, ни Табаков не рассказывали историю моего утверждения на роль Алексеева.

С Олегом Табаковым. Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", режиссер Никита Михалков, 1979 год

- После нее вы и подружились с Никитой Сергеевичем и продолжили совместно работать?

- Для меня было большим везением попасть к Михалкову на съемки, потому что это суперпрофессионал и очень талантливый человек с мощной интуицией. Мою роль сделал именно он, все, что я там играю, придумал режиссер. И походку, и говорок – все, все, все. Он умеет из актера лепить то, что ему нужно. Потом он пригласил меня помогать в нескольких других фильмах. Еще я поработал у него ассистентом, когда он ставил в драматическом театре Рима спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино», где главную роль Платонова, которую в фильме сыграл Александр Калягин, исполнил Марчелло Мастроянни. Это был его первый театральный опыт. Надо сказать, что при работе над спектаклем Никита сделал неслыханное – перенес премьеру на две недели. А билеты были уже куплены. Такой практики в мировом театре нет – там контрактная система, которая связывает многих людей, и нельзя подводить партнеров. Дело в том, что были не готовы декорации. На то, чтобы играть в полуготовых, Никита не пошел, а заставил итальянцев довести все ума. И они согласились. Был большой успех, зрители пришли, все было так, как нужно.

Магия театра и педагогики
- Еще один известный актер, сыгравший в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», — Андрей Попов. Недавно исполнилось сто лет со дня его рождения. На вопрос своих учеников, для чего нужен театр, он отвечал: помочь человеку жить – тому, кто в зале и кто на сцене. На ваш взгляд, в современном театре это мнение не устарело?

- Абсолютно актуально. Театр должен и может помогать человеку жить. Не всегда, правда, это случается. У Твардовского есть такие строки: «Так со своей управиться судьбой, чтоб в ней себя нашла судьба чужая, и чью-то душу отпустила боль». Он очень точно говорит о поэте, но это касается любого художника в любом виде искусства. И так бывает: приходишь в театр, и на сцене происходит что-то такое, что ты плачешь, и эти слезы, как ни странно, облегчают какую-то твою боль. Это то, почему люди любят театр и зачем они туда ходят. Театр – это чудо. Ну, зацепило и зацепило, а почему облегчение, катарсис? Ты переживаешь за чужое, на сцене чужие судьбы, но ты как бы становишься не то братом героев сцены, не то родственником, ставишь себя на их место. И, как ребенок, начинаешь верить в их судьбы, что и дает облегчение. Это и есть чудо театра.   

- По приглашению Олега Павловича вы стали заниматься преподавательской деятельностью. Среди ваших учеников много известных актеров. Как успешно сочетать актерскую и преподавательскую работу? Не у всех это получается…

- Да. Так же как актерское дарование, должно быть и педагогическое. У меня была склонность, желание этим заниматься. Когда я закончил учиться актерскому делу, было очень трудно уйти из института – хотелось остаться из-за того, что атмосфера там была замечательная. Уже работая в «Современнике», в свободные минуты бежал в свой театральный институт, и там с ребятами, как теперь говорят, тусовался. И мне хотелось попробовать преподавать, и, в конце концов, удалось. Преподавать понравилось даже больше, чем играть самому. Я очень признателен Олегу Табакову, потому что если бы он меня не позвал, то этого кайфа я не поймал бы. Оказалось, что мне интереснее всего именно преподавать, и преподавал я почти тридцать лет.

- Есть понятие «магия сцены», а что за магия преподавания, если можно так выразиться?

- Магия – это точное слово. Очень большое удовлетворение получаешь то того, что ты можешь помочь и видишь результаты своего воздействия на студента, благодаря которому он начинает правильно играть, подходить к роли, развивается, становится ответственным, хозяином самому себе, взрослеет. Ты видишь, как помогаешь ему становиться зрелым. У меня нет своих детей, и, может быть, педагогика – это компенсация родительского инстинкта. Воспитание актера сродни воспитанию нового человека от азов. Когда он научился да еще стал хорошим человеком – не плохим и эгоистом, а человеком, способным к состраданию (у актера это обязательно должно быть, иначе он не сможет играть), когда ты видишь чуткого, неравнодушного – это большое счастье.

Доктор Вернер из многосерийной экранизации "Героя нашего времени", режиссер Александр Котт, 2006 год

- Недавно на телеканале «Культура» вышла программа «Ближний круг» с вами и вашими учениками: Андреем Смоляковым, Евгением Мироновым, Сергеем Газаровым и многими другими. И они много говорили о ваших человеческих уроках, о том, что вы увлекли их музыкой, об инъекциях культуры. Сложилось впечатление, что с учениками у вас сохранились дружеские отношения?

- С кем-то больше, с кем-то меньше. Друзей много не бывает. Кого-то могу назвать счастливыми приобретениями. Когда получаешь друзей молодых и нет никакого барьера — это взаимообогащает. Ты становишься старшим членом их семьи, заинтересованным в том, чтобы они получили как можно больше полезного для жизни и смогли это использовать. Как на велосипеде: надо научиться держать равновесие – один раз научишься, и чувство равновесия фиксирует пожизненно. В общем-то, это тоже родительские функции. Самое важное, когда родители становятся друзьями, которых дети не боятся, а наоборот, идут к ним со всеми своими трудностями.

О Врубеле, Ульянове и главной роли режиссера
- Вопреки вашему имени, вы, как актер, часто отдаете предпочтение классике. Какая работа в театре и кино ваша любимая и какой образ вы хотели бы воплотить на экране или на сцене?

- Материал – все равно какой. Главное, чтобы была возможность сыграть живого человека. Соединиться с персонажем, чтобы он вырос внутри тебя из твоих собственных ингредиентов, ДНК, клеток, а материал может быть любым и форма любая. Для артистов важнее, чтобы был хороший режиссер, который сумеет сделать интересный спектакль для зрителей и который поможет тебе, как актеру, сформирует тебя и даст возможность получить удовольствие от роли. У меня таких режиссеров было много. Это Олег Ефремов и его партнеры по театру – мои невольные учителя: Галина Волчек, Олег Табаков, Игорь Кваша, Олег Даль. В «Современнике» были и другие режиссеры. Георгий Товстоногов – это было счастье поработать с ним. Я играл у Романа Виктюка, Валерия Фокина, Кирилла Серебренникова (мы ждем, что в Театре наций он поставит спектакль о Чайковском). А в кино это и Михаил Швейцер, и Никита Михалков, и Александр Котт, и Александр Орлов, и Владимир Хотиненко. Актер без режиссера очень мало что может. Я мало что умею без режиссера и всегда уповаю на режиссера.

Сцена из исторического детектива "Охотники за бриллиантами", режиссер Александр Котт, 2011 год

- В Омске работает выездная приемная комиссия Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова, по результатам которой омичи могут получить шанс пройти бесплатное обучение. Какие еще города участвуют в проекте и почему в их число попал Омск?

- Была бы возможность, отборы проводились в большем числе городов. Никите Михалкову хочется, чтобы в Академии были студенты из регионов. Потому что таланты рождаются по всей России. Я наблюдаю уже в течение нескольких десятилетий, что меньше талантливых детей в актерском смысле не становится. Не оскудевает золотоносная жила на актерское дарование. Сейчас трудно добираться до столиц, поэтому выездные комиссии едут в регионы. Многие театральные вузы так делают. Лично я поехал в Омск с удовольствием. Года два назад я был здесь на кинофестивале с литературной программой, выступал в Органном зале. Потом прошел по Любинскому проспекту. Замечательная улица – уютная, красивые отреставрированные фасады. Во всех городах я первым делом иду в музей изобразительного искусства, если он есть. Часто на выставках в Москве видел этикетку «Из собрания Омского музея имени Врубеля». Я очень люблю Врубеля, был в Омске один день, но мне удалось тогда побывать в музее, увидеть замечательные врубелевские панно, которые меня сильно впечатлили. И сам музей очень хороший. Хотел и в этот раз попасть, но, кажется, не успеваю. Для меня этот город приятен и интересен тем, что в нем есть знаменитый театр – Омский драматический, из которого вышло много хороших артистов. Из омского края великий русский артист Михаил Ульянов, и я его жаркий почитатель.

- Михаил Александрович, кстати, тоже очень важное значение придавал чтецкой работе…

- Недавно по телеканалу «Культура» я увидел, как Михаил Ульянов читает рассказы Шукшина. Замечательно он это делает, и так сливается Ульянов с Шукшиным и Шукшин с Ульяновым, что впечатление, будто он о себе рассказывает, о своей жизни, своих соседях. Вот пример абсолютного слияния артиста с материалом.  

- Есть определенные критерии отбора учеников Академии или все зависит от таланта и харизмы претендентов?

- Мы смотрим, есть ли актерское дарование. Ребята способные, но надо отобрать наиболее способных – самых ярких. Чтобы предоставить Михалкову возможность снять сливки. По выражению Олега Табакова, надо широким плугом пахать абитуриентскую пашню.

- А как разглядеть дарование?

- Человек выходит на сцену, и вам становится интересно, вы на него смотрите с удовольствием и забываете о том, что надо остановить, потому что настало время для следующего.

Справка «ДГ»
Авангард Николаевич Леонтьев родился 27 февраля 1947 года. Родители назвали сына именем его старшего брата, младшего лейтенанта, погибшего в возрасте 19 лет в 1943 году на Курской дуге. В 1968 году Авангард Леонтьев окончил Школу-студию МХАТ (курс Павла Массальского) и был принят в труппу московского театра «Современник». Параллельно с основной работой в разные годы сотрудничал с другими театрами. Участвовал в постановках Московского художественного театра им. А.П. Чехова. Без имени Авангарда Леонтьева невозможно представить «Современник», «Табакерку». Долгие годы он преподавал в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ на руководимых Табаковым курсах, где он вырастил массу талантливых учеников. С 2004 года — артист МХТ имени А. П. Чехова. Лауреат Государственной премии (1995 год, за исполнение роли Чичикова в 1994 году).

Фото ria.ru и скриншоты из фильмов 

Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 32
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru