9283 0 31-01-2018

Манекен в шкафу

Девушке Галине приходится конкурировать с манекеном 

В начале января Пятый театр представил очередную премьеру – спектакль по пьесе Олега Колосова «Неодушевленная Галина № 2». Постановку осуществил режиссер Павел Зобнин, ставший участником проекта Пятого театра «Молодая режиссура без цензуры». Первоначально эскиз был представлен в формате лаборатории современной драматургии, но после открытого обсуждения со зрителями решено было включить его в репертуар театра.

В центре одной из самых необычных на омской сцене историй – продавец компьютерных игр Андрей (Егор Лябакин). На первый взгляд, парень – типичный представитель субкультуры геймеров. Он живет один, практически не выходит из своей квартиры, зарабатывает через Интернет. Теми нередкими гостями, которые приходят к нему за вожделенным товаром, он тяготится. И даже собственная мать – незваный гость в его отшельническом жилище.

Однако с первых эпизодов заметно, что Андрей вовсе не обычный игроман. Зависимым от компьютерных развлечений свойственна маниакальная страсть. Для них нет ничего, кроме узкого виртуального мирка, в котором они борются за влияние, уважение собратьев по игре и статусы. Андрей же интуитивно стремится к общению. Просто он пока не встретил близкого человека и всю свою энергию направляет в… манекена по имени Галина. Это и друг, и бессловесный собеседник, которому можно излить душу без ненужных советов и поучений, и «жилетка», помогающая высвободиться от кипящего и клокочущего внутри урагана.

И виртуальная, и кинореальность, по сути, лишь ширма, защита от непонимания и несовершенства мира. «Чужих людей соединенность» для него совершенно неприемлема, поэтому даже кровное родство не берет свое. У братьев единственное увлечение – гаражи и попойки. Родители, несмотря на солидный возраст, поглощены собой и своими новорожденными детьми. Поговорить по душам со старшим сыном им некогда, да и получится ли? Намного удобнее, когда дети не выделяются из общей массы. Маме было бы спокойнее, если бы Андрей, как и все мужики, жарил шашлык в гараже, пил, курил, матерился, обсуждал женщин. К такой «нормальности» она и призывает сына. По ходу действия мы видим, что вся эта семейка еще более странная, чем главный герой, и на фоне родственников он порой выглядит сознательнее.

Братьям проще объяснить инакомыслие Андрея завистью, чем попытаться понять. Сам он старается оставаться верным себе, отстаивает право быть личностью, протестуя против навязываемого «гаражного» коллективизма. Лучше думать, что ты с другой планеты, чем под кого-то подстраиваться, погружаться в некомфортные условия даже на пару-тройку часов.

Одинокие вечера Андрея скрашивает Галина № 1. Каждый его день похож на предыдущий, до тех пор пока в жизни затворника не появляется другая Галина – живая, одушевленная (Ирина Бабаян). Казалось бы, что могло заинтересовать красивую, умную, общительную девушку в отгородившемся от мира парне с целым набором чудачеств, да еще и манекеном в комнате? Она еще не осознает, что ей предстоит составить конкуренцию Галине № 1, и в неравном бою у нее, как неудивительно, окажется меньше преимуществ. Но героиня не отступает, проявляя завидное для молодых лет терпение, такт и мужество.

В названии пьесы имя Галины неслучайно. Именно она пульс и нерв спектакля, и от нее зависит, чем все закончится. Эта чисто молодежная история, балансирующая на грани комедии и драмы, рассказывает нам не столько о проблемах социализации поколения гаджетов, интернет-зависимости, психологической неустойчивости в обществе, сколько о любви. Об умении любить и принимать человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками и сложностями. Вместе Андрей и Галина, методом проб и ошибок, справляясь с обидой, злостью и нервными срывами и избавляясь от своих тараканов и манекенов, учатся непростому искусству совместной жизни. Но стать «неодушевленной», как того поначалу хочет Андрей, у нее не получается, ведь именно душа девушки – это то, чего так не хватало ему в окружающих, то, что казалось чем-то инопланетным, на самом деле возможно здесь, на Земле.

Двухчасовой портрет поколения и отдельных его представителей без перерыва на антракт держит зрителя в напряжении до самого конца. Повороты сюжета вызывают противоречивые эмоции: от смеха до слез, от негодования до неподдельной радости за главных героев. В спектакле задействованы в основном молодые актеры. Дав возможность попробовать свои силы дебютантам, режиссер не прогадал: исполнители двух главных ролей отлично справляются со своими сверхзадачами. Дуэт молодых актеров получился органичным и достоверным. Их социальные роли, возможно, каждый поймет по-своему, но равнодушным никто не останется.

МНЕНИЕ

Ирина Бабаян, актриса Пятого театра:
- Павел Зобнин высокообразованный режиссер, интуитивный, осторожный, непредвзятый, тонко чувствующий актера. Он точно знает, чего хочет, и владеет неожиданно точной концепцией пьесы и образов. Каждая наша репетиция может служить примером того, как должен работать режиссер с актерами. Это счастье, когда спектакль создается в атмосфере доброго юмора и человеческого тепла.

КСТАТИ

Проект Пятого театра «Молодая режиссура без цензуры» длился год. Авторы его идеи – художественный руководитель театра Никита Гришпун и родоначальник лабораторного движения в России Олег Лоевский. Импульсом также послужил сборник режиссерских портретов, выпущенный редакцией Петербургского театрального журнала. Итог проекта в Омске – три полноценных спектакля в афише Пятого театра.

Фото из архива пятого театра

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 36
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru