841 0 11-01-2018

Что венгру хорошо?

«ДГ» продолжает серию материалов, посвященных Венгрии. Поездка, напомним, стала наградой нашему корреспонденту за победу в профессиональном конкурсе. На этот раз мы расскажем о том, как устроена жизнь в Венгрии. Конечно, чтобы узнать страну и делать какие-то выводы, недостаточно четырех дней, но поделиться некоторыми наблюдениями можно.

Любого туриста, в какой город он ни приехал бы, прежде всего интересует, как устроена транспортная система. В Будапеште она представлена сетью метро, трамваев, автобусов и троллейбусов. Кстати, в троллейбусное производство был переформатирован знаменитый в советские времена автобусный завод «Икарус». У каждого вида транспорта свой цвет: если автобусы исключительно синие, то трамваи – желтые. Туристам рекомендуют трамвайный маршрут № 1, который проезжает все главные достопримечательности Будапешта.

Метрополитен в Будапеште – один из старейших в мире и первый в Европе. Строительство подземки началось в конце XIX века в Пештской части города. Старую линию Фельдалатти можно отнести к одной из достопримечательностей. Те журналисты из нашей группы, кто успел проехать по ней, рассказали, что и вагоны, и спуски очень компактные, да и все там будто игрушечное. Сегодня, заметим, подвижной состав для метрополитена закупают на московском Мытищинском заводе. Есть в Будапеште и такой вид транспорта, как наземное метро, или электричка. Она объединена с метро, и последняя остановка подземки выходит к первой остановке электрички, которая движется до ближайших пригородов Будапешта.

Спуск в старейшую ветку метро

На городской транспорт продаются единые билеты. Так, блок из десяти билетов стоит три тысячи форинтов, или примерно 750 рублей. Купить их можно в специальном терминале, а можно расплачиваться за проезд непосредственно с водителем, но в таком случае он обойдется дороже на 150 форинтов. Местное население, как правило, пользуется проездными, что намного дешевле.

Передвигаться по городу на общественном транспорте очень удобно. Видимо, поэтому автомобилизация в столице не достигла таких масштабов, как во многих других городах. Тем не менее небольшие пробки в городе все же мы наблюдали. Но несмотря на них, водители автобусов придерживаются графика движения с точностью до секунд. Об этом свидетельствуют информационные табло, которыми оборудованы остановки.

Туристический автобус-амфибия. Передвигается как по суше, так и по водам Дуная

Забота о гражданах своей страны чувствуется во всем. Экскурсовод рассказала нам, что в Будапеште 10-12 градусов мороза считается экстремально холодной температурой. В такие дни на остановках бесплатно раздают чай, кофе, глинтвейн и другие горячие напитки. И это-то при отлаженной транспортной системе! Наши сибирские морозы, огромные расстояния и вечные транспортные проблемы венграм и не снились. Выражение «Что русскому хорошо, то немцу смерть», судя по всему, можно применить и к любому европейцу, и оно совсем не преувеличено.

А между тем Венгрия считается не самой процветающей страной Евросоюза. Местное население сетует, что молодежь в поисках лучшей жизни старается уехать. Как мы уже писали, наибольшую прибыль в казну приносит химическая и фармацевтическая промышленность. Туризм составляет всего 15 % бюджета. На мой взгляд, туристический потенциал страны несколько недооценен. Ради одних только целебных купален и токайских вин в эту страну стоит приезжать снова и снова. А достопримечательности столицы Венгрии достойны отдельного рассказа. При всем при этом цены, по сравнению с другими европейскими странами, весьма демократичные.

Внутренних ресурсов, безусловно, недостаточно для безбедной жизни. По словам нашего гида, страна существует на деньги Евросоюза. Минимальная заработная плата здесь в районе 300 евро. Средняя зарплата и пенсия примерно одинаковы и составляют около тысячи евро.

Венгры отмечают прежде всего дороговизну «коммуналки». В основном дома отапливаются газом, купленным в России, отсюда и тарифы. В зависимости от сезона диапазон цен на услуги ЖКХ варьируется от восьми до пятидесяти тысяч форинтов в месяц. В последние годы страна активно стала переходить на альтернативные источники энергии. В Будапеште часто встречаются экологически чистые дома, отапливаемые энергией земли и солнца. Рядом с многоэтажками советского типа, построенными в 70-х годах, можно увидеть конструкции солнечных батарей. Тепло, добытое из промежуточных слоев земли, недорогое, а потому наиболее перспективное.

Велопарковки и пункты проката велосипедов в Венгрии обычное дело

Обучение в школе и колледжах бесплатное, высшее образование, как правило, платное (80% студентов учатся за деньги, остальные поступают по конкурсу). В стране действует система медицинского страхования, в которую попадают все без исключения. Для детей, студентов и пенсионеров услуги бесплатные, для остального населения страховые взносы составляют 18% от дохода. Регулярно по почте венгры получают уведомление о диспансеризации, женщины – приглашение пройти маммографию с указанием даты и времени обследования. В этот день работодатель не имеет права отказать сотруднице в визите в больницу. За каждой семьей закреплен домашний доктор, который по показаниям направляет к узкому специалисту. Немало льгот и привилегий получают семьи с двумя и более детьми. Однако рожать здесь молодые пары предпочитают после тридцати лет, когда что-то могут дать своим детям как в моральном, так и в материальном плане.

Полностью довольны венгры своей жизнью или настроены критично, ответить сложно. Мне хорошо запомнились сказанные несколько лет назад слова коллеги, переехавшей в одну из европейских стран, о том, чем отличается жизнь «там» от жизни «здесь». И вовсе не социальными благами, как можно подумать, а взаимным уважением людей по отношению друг к другу. Вот и в Венгрии люди доброжелательны, и языковой барьер тому не помеха. Мне, например, хорошо запомнилась женщина, которая проявила неподдельную заинтересованность, объясняя, как добраться до нужного места. Она набирала в своем смартфоне текст на венгерском языке и с помощью программы переводила на английский. Получилось очень эмоциональное (конечно, в положительном ключе) общение на языке жестов и техники. Но нужно признать, что и наши сограждане с большим пиететом встречают иностранцев. Вот только с ближним окружением порой позволяют себе грубость и высокомерие. Что ж, нам есть над чем работать, по крайней мере, хоть это в наших руках.

Фото автора

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 19
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru