3976 0 22-11-2017

Труднее, чем в космосе

Кадр из фильма "Станция "Восток". На пороге жизни"

Одиннадцатый раз в нашем городе состоялся Открытый международный фестиваль документального кино «Сибирь». В последние годы он проводится в формате «фестиваль фестивалей» и представляет вниманию киноманов лучшее документальное кино – фильмы­участники и победители крупнейших смотров в России и за рубежом. Фестиваль – это глоток свежего воздуха, возможность увидеть настоящую жизнь страны без пустых споров в соцсетях, мелочных разглагольствований, кажущихся современному поколению гаджетов серьезными и важными.

Герои былых времен
В этом году в программу фестиваля «Сибирь» вошли картины исключительно российского производства. Режиссеры документального кино выбирают героев, на первый взгляд, незаметных, не занимающихся самопиаром, но именно благодаря им наша страна развивается. Это ученые, которые делают открытия мирового уровня; священнослужители, возрождающие православие в таких медвежьих углах страны, где, казалось бы, давно «все пусто, все сгорело»; простые сельские работяги – участники тракторного ралли; люди, нашедшие дело и смысл жизни вопреки тяжелому недугу.

Организаторы отобрали лучшее кино и пригласили в наш город известных в своей среде режиссеров. Одним из них стал Андрей Титов из Екатеринбурга, представивший фильм «Равная величайшим битвам». Четырехсерийная картина рассказывает об эвакуации оборонного комплекса в начале Великой Отечественной войны как о крупнейшей военной операции, дерзкой и масштабной, имеющей первостепенное значение в победе.

Открыл фестиваль фильм «Последний парад «Беззаветного» режиссера Татьяны Скабард (Москва), получивший призы фестиваля «Россия» и Первого канала. Главный герой картины – военный корабль, экипаж которого в 1988 году, не имея права стрелять, пошел на таран американского судна, вторгнувшегося в наши территориальные воды. Спустя годы члены команды и командир рассказывают современникам не только об операции, но и таких понятиях, как флотская дружба, верность Отечеству. Это люди, которые продолжали отстаивать честь страны в период ее распада, еще не зная о том, что скоро их подвиг станет никому не нужным, а «Беззаветный», наряду с огромным количеством военной техники СССР, превратится в мертвый ненужный груз, а потом и вовсе будет продан за бесценок. Особенно проникновенный эпизод фильма – это слезы офицера «Беззаветного», рассказывающего о том, как по дороге в Турцию корабль пошел ко дну. Беззаветно служивший родине, он будто до последнего не сдался. Вот такой яркий символ затонувшей, но оставшейся в душах людей эпохи.

Постоянный гость фестиваля – режиссер Владимир Головнев. В прошлом году он представил работу «Два детства», снятую накануне 70­летия Победы. Она о том, как формальный подход к «воспитанию патриотизма» вызывает у школьников протест, дискредитирует историю страны. Картина имела резонанс на фестивалях. По словам Владимира Головнева, наряду с наградами и положительными отзывами была острая, порой жесткая и грубая критика. Один раз работу даже сняли с показа, несмотря на то что она была отобрана жюри. Интересно, что на фестивале в городе­герое Севастополе «Два детства» получила главный приз в одной из номинаций. Тем не менее главная заслуга режиссера в том, что фильм заставил посмотреть на себя со стороны и о многом задуматься самих героев картины. Режиссер снова привез ее в Омск и рассказал, что планирует ленту о киберспортсменах:

«Это новая реальность, мир, в котором люди живут. Там им комфортнее, интереснее, там они борются за славу, признание, любовь, а то, что происходит снаружи, не интересует».

В антарктическом небе
Документальное кино рассказывает правду российской жизни во всем ее многообразии. И если одни не мыслят себя без телефонов и виртуальной реальности, то другие стремятся от нее сбежать, чтобы почувствовать вкус настоящей жизни без технологических примесей. Почти десять лет назад режиссер Ольга Стефанова из Москвы попала в Антарктиду, надеясь снять кино о жизни в условиях замкнутого пространства.

«Целый год я мечтала о том, как я позвоню в Российскую антарктическую экспедицию, попрошу взять меня с собой на зимовку. Но чем больше узнавала, тем больше понимала, что меня никто туда не пустит, потому что женщины на российских станциях, как правило, не зимуют».

Но однажды Ольге позвонил гендиректор Авиационного комплекса имени Ильюшина Николай Таликов и предложил зафиксировать рекорд – уникальное десантирование на станцию «Восток» максимального количества бочек топлива. Первая экспедиция Ольги Стефановой в Антарктиду длилась пять дней, и практически все они прошли в воздухе. Но это изменило всю ее жизнь. С тех пор она совершила шесть экспедиций, стала пятой женщиной в истории, оставшейся в Антарктиде на зимовку, сняла несколько масштабных фильмов.

Конечно, для женщины Антарктида – это определенное испытание физических сил организма. Как и в космос, попасть туда может не каждый – нужно иметь идеальное здоровье. Подобно космонавтам, перед тем, как отправиться на шестой континент, полярники пишут завещание, так как понимают, что могут не вернуться на Большую землю. Для многих это еще и своего рода психологический тренинг, разгрузка длиною от месяца до года, возможность понять себя, увидеть свои слабости как на ладони.

«Антарктида только с виду такая чистая и белая. Здесь малейшее пятнышко характера видно как под увеличительным стеклом, и все, что внутри тебя есть, что ты не хочешь замечать, экспедиция вскрывает. И все это очень трудно нести – нужно терпение, смелость и мужество. Я уверена, что полярники, которые возвращаются сюда снова и снова, – это люди, готовые видеть про себя правду. Для меня это самая большая трудность».

По словам Ольги Стефановой, главными испытаниями в Антарктиде являются не морозы, ветра, отсутствие привычных вещей, а именно открытие и преодоление самого себя. Но это не  жизнь аскетов, отгородившихся от цивилизации. Наоборот, на полюсе холода, в полнейшей изоляции, оторванности от мира, как нигде, люди учатся понимать друг друга.

«Здесь и взаимопомощь, и соседство разных государств и укладов жизни. Пятнадцать тысяч километров от дома. Посередине зимы, когда закрыта навигация, морозы минус 70­80, ты понимаешь, что никто не прилетит на помощь. В космос легче прилететь и спасти людей с МКС, чем в Антарктиду. Это фактор, который влияет на мировосприятие», – пояснила документалист. 

Фильмы Ольги Стефановой – «Станция «Восток». На пороге жизни», «Русская Антарктида XXI» – рассказывают о полярниках и ученых, которые живут на пределах своих возможностей и каждый день должны быть готовы к подвигу. И за историю освоения Антарктиды их было немало. Картины представлены в Интернете, и любой, кто с ними познакомится, узнает малоизвестные факты и сможет по­новому посмотреть на свою страну и живущих в ней людей.

КСТАТИ

Учредители фестиваля – министерство культуры омской области, департамент культуры администрации города Омска. Организаторы: БУК Омской области «Киновидеоцентр», бюджетное учреждение Омска «Дом кино». В этом году показы состоялись в нескольких районах области.

 

Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 36
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru