3138 0 16-11-2017

Фантазии о Достоевском

11 ноября исполнилось 196 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. В Литературном музее имени классика русской литературы праздник отметили рядом акций. На омских журналистах опробовали новый квест «Побег из острога». Участники разгадывали шифры, знакомились с особенностями быта арестантов и даже спускались в подвал, который был сооружен еще до строительства каменного дома коменданта Омской крепости и по сей день хранит много тайн. Актеры театра «Галерка» читали страницы из «Братьев Карамазовых», а сценическое переложение «Дневника писателя» представил театр-студия «Позиция». Ко всему прочему открылась необычная выставка «Sелfи с Достоевским». Художник Игорь Николаев с помощью современных технологий дописал историю жизни Достоевского, в том числе в омском остроге.

Выставка «Sелfи с Достоевским» представляет альтернативный взгляд художника Игоря Николаева на жизнь писателя. Например, он попытался сделать невозможное – изобразить звук. Фотоколлаж «Полифонъ Рекордъ» состоит из музыкальных дисков, выполненных имитирующей металл акриловой краской, иллюстраций и текстов и представляет «живой голос» Достоевского, а также Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Конечно, воспринимать буквально произведения не следует. По мнению Игоря Николаева, художнику не нужно объяснять искусство, иначе сужается смысл. Он стремится заинтересовать яркой деталью, через которую каждый зритель заостряет внимание на художественной идее и может по-своему интерпретировать произведение. Одна из таких провокационных работ – фотография Достоевского, стилизованная под дагерротип, где классик предстает с молотком в руках. Фотография может быть воспринята не более чем эпатаж художника. А кому-то она покажется отсылкой к Антону Павловичу Чехову. Точнее, к его знаменитой цитате о том, что за дверью каждого довольного и благополучного человека должен стоять человек с молоточком и напоминать обо всех несчастных. Достоевский, по сути, остается тем человеком с молоточком, открывающим в своих произведениях неприглядную правду о нас самих. И его романы сквозь века напоминают нам о том, что природа человеческая и горькая действительность, в которой слезинка ребенка подчас ничего не значит, совсем не изменились.

«Достоевский – явление неисчерпаемое, - отмечает Игорь Николаев. - Он поднимал разные темы, которые связаны с жизнью человека, психологией. В искусстве Достоевский – это всегда актуальная тема. Это личность более популярная, чем другие наши классики. На Западе, например, Пушкина не так хорошо знают, как Достоевского. Его все понимают, потому что он обо всех нас рассказывал – обо всем человечестве. Этим и интересен Достоевский».

Реальные фотографии мест заключений дополняют фотофантазии художника. На выставке мы видим прототипа Раскольникова. Зритель может попытаться отыскать Достоевского в толпе каторжников, увидеть, как выглядел будущий великий писатель на каторге, что его окружало. Игорь Николаев собрал целую палитру старых фотографий и «вписал» в эту действительность Достоевского. Перед нами писатель, не только пребывающий на каторге, но и погруженный в бытовую среду. Зрителю остается либо поверить в созданную художником альтернативную реальность, либо домыслить или предложить свою версию.

Работа «Sелfи с Достоевским» представляет собой коллаж из фотографий писателя с реальными и вымышленными персонажами. «Вообще, существует одна фотография, где Достоевский с кем-то, – с Чоканом Валихановым. А выставка представляет его в разных ситуациях и дает простор воображению», - отметила замдиректора музея Светлана Рудницкая.

Вообще, воображение играет первостепенную роль в восприятии работ Игоря Николаева. Все они выполнены в винтажном стиле, что делает их вполне реалистичными. Но зритель может увидеть в персонаже, который катается на санках или ест курицу, вовсе не Достоевского. Большинство фото имеют эффект брака или выцветшей пленки, некоторые слайды нужно «подсвечивать» друммондовым кислородным светом. Возможно, под этим гремучим химическим соединением автор имел в виду именно фантазию. Его творчество – это своего рода игра со зрителем, и станет ли он ее активным участником или пассивно пройдет мимо, зависит от него самого и его желания сотворчества и пытливости ума.

«Никто не знает, как все было на самом деле. Я не обманываю зрителя, а предполагаю свое видение истории, возможно, зритель увидит что-то иное. Провокация – она нужна, потому что зритель иногда проходит мимо. Современные технологии нужно использовать для нового видения того, что уже все знают. Все привыкли к однообразию. Есть несколько фотографий Достоевского – и больше никто ничего не видел. А селфи с Достоевским можно делать бесконечно, любой персонаж может быть рядом с ним», - добавил художник.

Отдельный пласт выставки – это арт-татуировки, или иллюстрации к песням сибирских бродяг и каторжников XIX века. Здесь художник опирался на книгу ученого и собирателя песен Гартевельда, изданную в начале XX века, и символику субкультуры заключенных. Купола, звезды, ножи, черепа, кости, цепи, птица-счастье, русалка с двумя хвостами – это детали арт-татуировок, и в каждой заложен определенный смысл. Чтобы его разгадать, нужно обратиться сначала к песням, тексты которых также представлены на выставке.

«Взял за основу татуировку, поскольку люди пребывали в местах не столь отдаленных, и единственный вид искусства, который им был доступен, - это как раз татуировка, – поясняет художник. - Возможно, в песнях они вспоминали какие-то свои жизненные ситуации, могли что-то накалывать. Возможно, какие-то из этих песен слышал Достоевский».

Ориентировочно выставка будет работать до конца января.

КСТАТИ

- Квест «Побег из острога» Литературного музея имени Ф.М. Достоевского рассчитан для небольших групп посетителей – от двух до пяти человек. Он проходит, в том числе, в подвальном помещении музея. Интересно, что подвал «старше» самого дома коменданта. Как выяснили при раскопках, кирпичная кладка одной из стен подвала относится к более позднему периоду, чем кладка здания, построенного в 1799 году. До сих пор неясно точное назначение, возможно, подвал продолжает тайный ход. Атмосферу этого необычного места могут почувствовать участники квеста. Чтобы оказаться на свободе, участникам нужно разгадать шифры и загадки. Справки по телефонам: 24-29-65, 8-951-423-16-56.

"Свобода была мечтой всех, кто находился в остроге. И побеги случались, несмотря на охрану, суровые наказания. Федор Михайлович ассоциировал свободу с берегом Иртыша, где он мог повернуться спиной к ненавистной крепости и смотреть на противоположный берег, степь и виднеющиеся казахские юрты. Не случайно перерождение Раскольникова случается именно на берегах Иртыша. Все это переживает и Достоевский. Наш квест – это не только игра, он опирается на «Записки из Мертвого дома»", - рассказала Светлана Рудницкая, замдиректора Литературного музея им. Достоевского.

Фото автора

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 14
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru