2371 0 18-10-2017

Гармония из воздуха

15 октября Духовой оркестр Омской филармонии отметил 25-летие праздничным концертом. Коллектив порадовал поклонников номерами из самых ярких программ прошлых лет, попурри и необычным форматом – дефиле. Накануне концерта «Домашняя газета» пообщалась с дирижером и художественным руководителем оркестра Олегом Романовым об истории духовых оркестров, исцеляющей силе музыки, издержках и радостях профессии. Во второй половине сезона омичей ждут новые сюрпризы от оркестра.

- Олег Юрьевич, история духовых оркестров началась с военных. Как создавался омский оркестр?

- Накануне юбилея генерал-майор Николай Тимофеевич Фатеев, в прошлом начальник Общевойскового училища (ныне Кадетский корпус), прислал поздравление, в котором военную музыку по силе влияния на воинов сравнил с боевым знаменем и воинскими регалиями. Оркестр Омского высшего общевойскового дважды Краснознаменного командного училища имени М.В. Фрунзе в деле становления Духового оркестра сыграл важнейшую роль. Самое главное в создании любого творческого коллектива – кадры. В нашей стране духовики воспитывались в армии. Исторически так повелось, начиная с Петра I, который, дабы создать оркестры, приглашал иностранных преподавателей из Европы – цитадели духового искусства. В дальнейшем в армии открывались школы музыкантских воспитанников. В Омске Духовой оркестр был создан из костяка оркестра Общевойскового училища по инициативе Владимира Васильевича Шалака. Фатеев дал оркестру помещение, коллектив получил официальный статус при муниципалитете. В конце девяностых вошел в состав Омской филармонии. Первым дирижером был М.Д. Тарасенко.

- За двадцать пять лет многое изменилось. Репертуар оркестра огромный – от классики до джаза. Что вы любите больше всего исполнять и какую музыку предпочитает ваша публика?

- Духовой оркестр – это универсальный инструмент. Если, к примеру, взять джазовый оркестр, то там группа саксофонов, трубачей, тромбонов плюс ритм-секция. Если джазовым составом сыграть классическое произведение – оно будет звучать экстравагантно. Симфонический оркестр тоже исполняет джаз,  но и это звучит своеобразно. В исполнении духового оркестра органично все: начиная от старинной музыки и заканчивая ультрасовременными штуками. И джаз, и рок, и классика. Именно в этой универсальности кроется его демократичность. Допустим, классическое произведение, исполненное духовым оркестром, для неподготовленной публики звучит более привлекательно. К нам ходят разные люди, и для каждой  прослойки публики мы стараемся подготовить что-то необычное.

- А какой концерт можно назвать знаковым?

- Омичи с удовольствием слушают музыку, созданную в советский период. 22 марта 2015 года у нас прошел концерт «Леонид Утесов. У Черного моря». И это первый концерт нашего коллектива, на который были проданы все билеты, в том числе входные. То есть люди на ступеньках сидели. И плакали в зале, потому что это музыка их молодости. И мы его еще дважды повторяли.

- Но на ваши программы ходит и молодежь. Что ее привлекает?

- Я не согласен с мнением, что нашей молодежи ничего не надо. Есть такая пословица «Пустая посуда гремит громче». Пустых людей всегда видно – они шумят, бросают бутылки, поэтому нам кажется, что их много. А людей с внутренним содержанием и интересами обычно не видно, но они есть. И они слушают хорошую музыку. У меня был такой случай. Я играл в одном вечернем заведении. Разные произведения, в том числе некоторые гениальные джазовые, эстрадные мелодии, созданные довольно давно. И сидела парочка. На вид им и двадцати не было. Мне казалось, что они не обращают на меня никакого внимания. Но когда я начал собирать инструмент, они вдруг подходят, и парень начинает меня благодарить и перечислять те самые старые произведения как особенно понравившиеся.

- То есть знатоки попались?

- Совершенно верно. Трудно судить, что именно привлекает молодых. Есть и такой момент. Когда я начал управлять оркестром, то постарался, чтобы у нас не было электрических инструментов, за исключением отдельных случаев. Все инструменты, которые звучат в Духовом оркестре, - настоящие, живые. Вот вдумайтесь, люди, которые живут в городе, единственное, что получают непосредственно от природы, – это воздух. Слышали про структурирование? Есть такой замечательный фильм «Вода», где японские исследователи фотографировали кристаллы воды. Над одним стаканом ругались, над другим молитву читали. И там, где читалась молитва, кристаллы воды были правильной, красивой формы, там, где ругались, – хаотичные. И то же, на мой взгляд, с воздухом. Просто мы не можем этого зафиксировать. Человек неосознанно тянется ко всему настоящему, живому, к гармонии.

- Как духовая музыка влияет на здоровье музыканта? Дуть, наверное, непросто?

- Я всегда говорю, что духовиком нужно оставаться всю жизнь. Органы дыхания испытывают дополнительную нагрузку, легкие расширяются. Поэтому дуть нужно даже на пенсии, доктора советуют 2-3 раза в месяц нагружать легкие. Вибрация и контакт с инструментом влияет на зубы, игра на сосуды. Далеко не все ведут здоровый образ жизни. У духовиков сильно напрягаются лицевые мышцы, которые проще всего расслабляются алкоголем. Поэтому многие спиваются. Правда, сейчас уже немногие, потому что духовиков мало осталось.

- Получается целый букет издержек профессии. Может, поэтому не идут в духовики?

- Немаловажный фактор в том, что молодежь думает о благосостоянии своей будущей семьи. И это понятно. Плюс не все имеют возможность приобрести даже ученический инструмент. Сегодня ведь никто не снабжает инструментами. К тому же у нас в стране не производятся духовые инструменты, все нужно покупать за границей и за огромные деньги. Духовики редко трудятся в одном месте, они, как правило, подрабатывают, чтобы семью прокормить. Наш духовой оркестр примерно на 80% состоит из артистов симфонического оркестра, частично – из артистов Музыкального театра, оркестра УФСИН. Тех, кто в штате, совсем мало. Потому что кадров нет. И подрастающего поколения тоже нет. Непросто хорошей или плохой смены, а вообще никого.

- Тем не менее есть какая-то магия в вашей профессии, какой-то духовный контакт с публикой?

- С физической точки зрения в музыке нет ничего особенного. Звук – это колебание воздуха. Но человек – он не сам по себе, он часть природы, часть мироздания, Вселенной, космоса. Из истории мы знаем, что во многих великих цивилизациях музыканты занимали почетное положение. Они владели музыкой в такой степени, что могли посредством своего искусства подключаться к потоку Вселенной и это подключение проецировать на слушателей. Музыкант выступал как посредник в связи с высшими силами, как своего рода священник. Как в церкви, так и в музыке реальное «включение» в неземные материи происходит не всякий раз. Что зависит от многих факторов, главный из которых сам музыкант. Когда речь идет об оркестре, то тут большую роль играет дирижер. Несмотря на то что оркестр состоит из отдельных музыкантов, в момент исполнения, если дирижеру удается сконструировать единый инструмент и включиться в единый поток, оркестр преображается невероятно. И это буквально зомбирует, выводит на какой-то незримый уровень и публику, и музыкантов. И исцеляюще действует на тех и других. Это необъяснимо, как откровение, как благодать. Ради этих моментов стоит жить.

- На ваших концертах еще и танцуют…

- Когда в Омске появился Духовой оркестр, мы летом по субботам и воскресениям играли в парках, устраивали танцевальные вечера. Омск – город театральный, и публика здесь любит концерты с каким-то действием. Я потом уже заметил, что Омск – город танцующий, многие занимаются танцами в свободное от работы время. И приходят к нам потренироваться. Потому что есть большая разница – танцевать под запись или под живой оркестр. Предыдущий дирижер Сергей Арбузов совместно с президентом городской общественной организацией «Танцы без границ» Игорем Лавровым придумал такой формат, как «Послеполуденное рандеву с оркестром». Я его несколько подкорректировал, потому что всегда есть люди, которые хотят просто послушать музыку, пообщаться, посмотреть, как другие танцуют.

- У вас прошел юбилейный концерт. Но так хочется, чтобы праздник продолжался. Чем еще порадуете поклонников?

- Мы продолжим тематические концерты. Намечается программа ко Дню защитника Отечества, Дню Победы. Будем развивать театральное направление – ставить новые дефиле. Помогает нам в этом полковник Игорь Викторович Цупиков. Это наш земляк – омич. Он руководит дирижерской кафедрой при Московском военном университете. Особняком стоит концерт 1 апреля. Это будет наш небольшой эксперимент. Поможет нам молодежный театр «Третий круг». Пока я никому не раскрываю детали, но могу сказать, что такого еще никогда не было.

Справка «ДГ»

Олег Юрьевич Романов возглавляет Духовой оркестр 2012 года. Под его руководством созданы такие программы, как «Звук серебряной трубы», «Ветры времен», «Леонид Утесов. У Черного моря», «Art-галерея. Великая эпоха»,«Шире круг», «В поисках капитана Гранта», «Праздничный салют», «МультиШоу».

Фото Омской филармонии

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 8
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru