3564 0 11-10-2017

Певец земли омской

Жизнь состоит из мгновений. И как часто в повседневной суете мы не замечаем прелести простого пейзажа, бесконечной изменчивости неба. Кажется, только что деревья оделись в багрец и золото, и вот уже опавшая листва спряталась под сугробами. Не хватает времени оглянуться вокруг и насладиться моментом. И лишь фотохудожник способен остановить мгновение, показать примелькавшиеся картины жизни с необычной стороны. Каждая работа известного фотохудожника Владимира Кудринского будто заново открывает богатство родного края. В последний день работы персональной выставки в музее имени Врубеля корреспондент «Домашней газеты» прошлась по ней вместе с мастером.

Привет из семидесятых
На пейзажи Владимира Кудринского недостаточно бросить одного взгляда – их нужно подолгу рассматривать, переходя от целого к деталям. Его фотографии очень подробные – в них, как на художественных полотнах, роль играет любой, вроде бы незначительный штрих. Без частного нет целого. И наоборот. Например, перепрыгивающий лужу петух, который встречает вешние воды выгулом наседок (работа «Весна»). Без этого знаменитого «персонажа» не обходится ни одна выставка мастера, без него деревенский пейзаж был бы серым и безликим. В нем и поэзия тихой и размеренной сельской жизни, и преодоление препятствий, и пробуждение природы.

Можно сказать, хрестоматийным стал еще один снимок Владимира Кудринского – «Новый хозяин». Кадр, напечатанный в лучших фотоизданиях, обошел полмира. «Стоял я на остановке «Кристалл», – рассказывает Владимир Федорович его историю. – Смотрю, подошел мужик с большой сумкой. А в ней что-то шевелится – туда-сюда, туда-сюда. Ну, думаю, сейчас что-то будет. Достал фотоаппарат. И точно: сначала лапы из сумки показались, потом голова выглядывает. Пока я щелк, щелк, он совсем вылез – и кадр уже не тот пошел».

И «Новый хозяин», и «Весна» сделаны в семидесятые годы прошлого столетия, но не утратили своей живости и неизменно вызывают улыбку. Фотохудожника отличает умение в малом увидеть большое. Смотришь на работу «Одуванчик», и вспоминаются стихи У. Блейка: «В одном мгновенье видеть вечность, /Огромный мир – в зерне песка, /В единой горсти – бесконечность /И небо – в чашечке цветка». Эти строки могут быть прекрасной иллюстрацией к «Одуванчику». Цветок на первом плане, снятый от основания стебля, нисколько не теряется на фоне могучего дуба. Кадр иллюстрирует еще одну сторону мастерства Владимира Кудринского – философичность. Художник словно напоминает нам о том, что в природе нет ничего лишнего и каждая травинка имеет свое значение.

Трудно дело птицелова
«Снимки бывают случайные, бывают задуманные», – говорит Владимир Федорович. И хотя многие называют его везучим фотоохотником, хорошие кадры – совсем не цепочка удачных совпадений, как может показаться. В деле фотохудожника, как в пословице, важны терпение и труд. Долгие прогулки, поездки на дальние расстояния, недели, проведенные в лесу. «Сидишь с длиннофокусным объективом и ждешь: может быть, уточка сядет, может, еще что-то. На природе ты расслабляешься, вживаешься в этот мир, дышишь этим воздухом. И что-то обязательно рождается».

Конечно, и места, что называется, надо знать. В этом с радостью помогают охотоведы: для фотоохоты лицензия не нужна, фотокамера вреда природе не нанесет. Напротив, поведает омичам, привыкшим считать наш край скудным, о его богатстве. Вот как, например, Владимир Кудринский «ходил на кабана»: «Целый день сидел на вышке и ждал, когда они выйдут. Приманку положили с утра, а животные пришли поздно вечером. Сначала подошел один кабан, посмотрел, ушел, потом трое, потом смотрю – с десяток идет. Они поклевали, я поснимал. Немного пошевелился – спугнул: уж больно тонкий у них слух. Теперь все удивляются, как я смог поймать столько кабанов».

Конечно, без помощи людей знающих пытливому фотохудожнику не обойтись. Но иногда важнее не упустить мгновение, успеть достать камеру. И чтобы ничего не спугнуло кадр. «Как-то ехали рано утром в Серебряное, я увидел, как в тумане женщина гонит по полю корову и телка. Хотел остановиться, но водитель говорит: «Да ладно, еще встретим». Но не встретил, и картина осталось лишь как впечатление», – признался мастер.

В такие моменты фотохудожнику лучше побыть наедине с природой, уловить нужное состояние и настроение. «Я часто езжу с концертами в область, – рассказывает Владимир Федорович, который еще и прекрасно поет. – И всегда с фотоаппаратом. Спою, переоденусь – и на природу. Похожу, поснимаю людей, детей. Всегда стараюсь уловить настроение поселка. Конечно, чтобы раскрыть село, надо в нем пожить. Я сам из Марьяновского района, поэтому люблю деревню, нравится делать зарисовки птиц, зверей. Был такой случай. Ехали на снегоходе, смотрю: косуль пятнадцать бежит по снегу. Останавливаемся, перепрыгиваю через люк, делаю несколько сюжетов. Ни разу медведя не видел – это мечта».

Отправляясь в лес, Владимир Кудринский ничем другим не вооружается, кроме фотоаппарата. У того, кто по-настоящему любит природу, рука не поднимется убить птицу или животное. Зато азарт фотоохотника в нем сильнее, чем в любом «ловце» животных и птиц. Есть у художника фотография с бегущими лошадьми. Получилась она, как оказалось, спонтанно. И тут как раз пригодились и азарт, и быстрота реакции, и умение предвидеть интересный кадр. «Приехали мы с коллегами в село Серебряное на машине. Я сразу приметил лошадей. Пока все выходили из машины, разгружались, я свистнул, лошади побежали, ребята не успели глазом моргнуть, а у меня несколько кадров вышло», – не без гордости признается Владимир Федорович.

В этой работе столько простора для глаз, и чувства свободы, и динамики жизни. Подобные мысли и эмоции вызывает и фото стаи уток на взлете. Вообще, складывается впечатление, что птицы сами стремятся попасть в кадр к Кудринскому. Здесь, по словам фотохудожника, многое зависит от объектива и возможности оперативной съемки. Какой любитель не пробовал снимать верхушки деревьев – этим уже никого не удивишь. А вот поймать между ними птицу, да еще какую-нибудь диковинную, – сможет только профессионал. «Приехал в Любинский район посмотреть грачиные гнезда. Сначала шло несколько десятков грачиных гнезд. Углубился дальше в лес – увидел, что цапли гнездятся. Цапля – птица умная: подальше спряталась. У них там свой особый мир. Одну запечатлел в гнезде. Сидит красивая, стройная, длинноногая – само благородство. Одна попала между деревьями», – поделился наблюдениями Владимир Кудринский.

Любимый край
Все, кто знаком с творчеством Владимира Кудринского, знают, что не пейзажами едиными оно живо. В его копилке и портреты известных людей, и архитектура, и спорт, и репортажи с мест событий. Совершенно отдельный мир – православие. Подборка на выставке лишена любого пафоса, в каждом кадре – лишь таинство людей, причастных к вере, для которых это тема интимная, глубоко личная и которые о ней не кричат. Все выражают их глаза.

Но картины природы – это то, что завораживает. Не зря тема родных мест любимая для фотохудожника. «Если ты любишь свое дело – ты полностью ему отдаешься, – продолжает Владимир Кудринский. – Некоторые удивляются, для чего я так много снимаю Омск. Есть такие ракурсы, которые люди не видят. Особенно красиво раскрывается город с верхних точек. Возьмите центр города, где история собрана воедино. Когда снимаешь от памятника Ленину Любинский проспект – будто самолет предстает, а крылья – Партизанская. Не понимаю тех, кто считает наш край бедным по пейзажам. У меня много зарисовок Тобольска, Томска, Красноярска, Алтая, а все-таки родной край ближе».

Приковывает внимание фото какой-то, казалось бы, неведомой планеты с необычным рельефом. Но это не снимок из космоса, не кадр из внеземной цивилизации – а соленое озеро Эбейты в Москаленском районе, про которое многие уже слышали, но еще не все видели. После созерцания фотографий так и тянет отправиться постигать этот неведомый уголок. Глядя на работы Владимира Кудринского, не устаешь удивляться, сколько загадок таит омский край – такой вот знакомый незнакомец. И как можно его не любить!

«Хотел бы убедить омичей, что у нас тоже есть красивые места, – делится фотохудожник. – Надо любить свой край, когда ты любишь, тогда будет отдача. Хочу как можно больше остановить уезжающих из Омска людей. Есть примеры, когда мои альбомы действительно останавливали».

5 ноября Владимир Кудринский отметит 70-летний юбилей. Мечта фотохудожника – издать новый альбом. Он уже оформлен и включает около пятисот работ. Художнику есть чем удивить омичей – осталось найти средства на издание.

Фото Владимира Кудринского и из архива фотохудожника

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 14
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru