Get Adobe Flash player
1115 0 02-10-2017

Тайны костюмов императорских театров

В историко-краеведческом музее открылась выставка

Санкт-Петербург не случайно называют музеем под открытым небом. Архитектура с уникальной лепниной и садово-парковые ансамбли, помпезные золотые интерьеры императорских дворцов-музеев и камерные дома и квартиры, где жили и творили классики литературы и искусства, уютные художественные галереи и букинистические магазины, как будто укрывшиеся под незаметными вывесками от шумных, многолюдных проспектов. Оживающую на глазах историю города можно постигать бесконечно. А сколько тайн хранят подвалы петербургских домов и его окрестности. Некоторые из них приоткрывает выставка костюмов императорских театров, которые привез в Омский историко-краеведческий музей частный коллекционер из Выборга.

Как это часто бывает, людей, увлеченных старинными предметами, находки отыскивают сами. Будучи работником предприятия в Выборге, кладоискатель Виталий Дудоладов обнаружил костюмы императорских театров. Их собирались выбросить как ненужный хлам, но Виталий заинтересовался вещами, заметив на них печати с названиями и датами театральных постановок, именами артистов и жанрами.

«Я понял, что случайная находка может представлять ценность, - рассказывает коллекционер. - Что-то сам привел в порядок, что-то отдал на реставрацию. Получилась небольшая коллекция из девяноста предметов. Порядка трехсот найденных костюмов рассыпались буквально в моих руках. В Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства мне пояснили, что в семидесятых-восьмидесятых годах костюмы можно было арендовать в Ленпрокате. Поэтому они могут храниться в реставрационных мастерских, у частных модельеров. Я продолжил поиск. Со временем коллекция пополнялась и начала выставляться как собрание старинных театральных костюмов и аксессуаров. Во время очередной выставки приехали специалисты Александрийского театра, сфотографировали печати и установили подлинность костюмов и авторство эскизов».

Время создания костюмов – вторая половина XIX – начало XX века. Но уникальность еще и в том, что шились они по эскизам известных художников, таких как Врубель, Бакст, Пономарев, Коровин, Головин, Серов, Шервашидзе. Специалисты выяснили это по каталогам и архивным документам. Первым, кто начал делать эскизы театральных костюмов, считается Евгений Пономарев. Известен факт: наброски костюма колдуньи для оперы «Русалка» Даргомыжского художник делал совместно с императором Александром III, который был страстным поклонником театра. Сейчас эскиз хранится в Александрийской библиотеке, а сшитое по нему платье можно увидеть в историко-краеведческом музее, где открылась выставка предметов из коллекции Виталия Дудоладова.

«Этим интересно заниматься, потому что доступно много уникальных данных об императорских театрах, а вещей как таковых нет. Например, в Европе сценические костюмы Дягилева вызвали огромный ажиотаж и были проданы на аукционе Кэрри Тэйлор в Лондоне за немыслимые деньги. Всего их было семь, и один – костюм Дианы – был сшит по эскизам Бакста. Это ручная работа портных группы Дягилева. Ей надо было как-то зарабатывать на жизнь, поэтому артисты выступали перед обычными французскими работягами и танцевали на площадях. Любопытство по известным причинам вызывала Кшесинская, которая уехала из России с группой Дягилева», - рассказал Виталий Дудоладов.

Коллекция, привезенная в Омск, не менее уникальна и повествует не только об истории сценического искусства, но и о бушевавших в артистической среде страстях. Так, на выставке представлен кафтан из Мариинского театра, в котором оперные арии пела Евлампия Кадмина – актриса, покончившая жизнь самоубийством прямо на сцене. Причиной послужила неразделенная любовь. Увидев в ложе харьковского театра своего любимого с невестой, певица раскрошила в чае фосфорные спичечные головки и выпила смертельную смесь.

На выставке можно увидеть также кафтан из известной оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, выдержавшей 60 показов в Мариинском театре. Роль купца Собакина в ней играл прославленный в то время актер Л.М. Сибиряков. Часть костюмов «Царской невесты» «перекочевала» в «Русалку». Еще один уникальный экспонат – кольчуга. На последнем балу императорской России в 1903 году, где царская семья и вся знать облачились в народные наряды, кольчуга была на одном из гостей как часть костюма воеводы Второго московского полка войск Пожарского. Как выяснил Виталий Дудоладов, ранее она хранилась в Оружейной палате и, возможно, из-за невзрачного вида была оставлена в театре. Неизвестно происхождение нити, из которой соткан щит, но то, что материал непробиваемый, понятно по внешнему виду кольчуги.

Надо сказать, что все костюмы в великолепном состоянии. Реставрация потребовалась минимальная, поэтому в их аутентичности не может быть никаких сомнений. «К костюмам относились бережно. За ними история тех людей, которые в них выходили на сцену, перевоплощались в своих героев, подписывали репертуары, утверждали постановки. Театры были лицом империи. На костюмы не жалели никаких денег – ни на вышивку, ни на материал, ни на канитель. Ткани были настолько качественные – сейчас такие не встретишь. Эта та предметная история, которую можно не просто рассказать, но и показать», - добавил коллекционер.

Не всякий может позволить себе путешествие в Северную столицу. Но даже в Мариинке или Александринке старинные костюмы не выставляются. Поэтому у омичей появилась редкая возможность погрузиться в атмосферу императорских театров.

КСТАТИ

Выставка в Омском государственном историко-краеведческий музее (ул. Ленина, 23а) будет работать до 19 ноября.

Фото автора и из архива коллекционера

Все рейтинги

Какое направление для отдыха вы выберете этим летом?

Всего голосов: 352
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru