Get Adobe Flash player
1579 0 27-09-2017

«На Востоке Баха любят больше, чем на Западе»

Жан-Филипп Меркерт

У рядового слушателя орган, как музыкальный инструмент, ассоциируется с торжественностью и в то же время умиротворенностью. Кажется, что эта громада не подвластна простым смертным, а тому, кто ее «обуздал», доступны неземные материи. Но при всем своем величии орган – инструмент многоликий. На нем исполняют не только классику и духовную музыку, но и рок, и даже джаз. Он гармонично сочетается с другими музыкальными инструментами, что подтверждает афиша органного репертуара Омской филармонии. 24 сентября концертом лауреата международных конкурсов органистов Жана-Филиппа Меркерта открылся органный сезон. Последние десять лет маэстро живет и работает в Японии. Был солистом-органистом знаменитого Концертного зала «Китара» в Саппоро, впоследствии возглавил художественную часть зала «Насуногахара» в Токио. В преддверии концерта в Омске маэстро дал интервью «Домашней газете».

- Господин Меркерт, почему из всех музыкальных инструментов вы выбрали орган? Чем вас привлекает его звучание?

- В детстве я непрофессионально играл на пианино. Однажды в церкви услышал орган и очень его полюбил. К тому же обожал музыку Баха. Все это повлияло на мой выбор. Орган мне нравится в большей степени потому, что я могу играть один. В отдельных случаях мне может понадобиться ассистент. Мне нравится эффект, сходный с эффектом оркестра, – то есть громкое, объемное звучание. Привлекают и сами размеры инструмента. Люблю заглядывать внутрь и рассматривать, как устроен орган. Делаю это довольно часто.

- Кто были вашими учителями и в чем особенности европейской системы обучения на органе?

- Первым моим учителем был органист собора Saint Waudru в городе Монсе, где я впервые услышал орган. Это один из самых величественных и известных соборов в Европе. В Монсе я окончил Королевскую консерваторию музыки. Затем четыре года учился в Парижской консерватории музыки и танца. Система обучения на органе строится так же, как для других инструментов. Мы начинаем с ранних музыкальных произведений эпохи Ренессанса и движемся к современности. Европейскую систему характеризуют разные методы игры. Для итальянской музыки будет характерно одно расположение рук на клавиатуре, для французской и немецкой – другое.

- Музыканты, как правило, не расстаются со своими инструментами, чего не скажешь об органистах. Как вы решаете эту проблему? На каких инструментах играли во время обучения?

- Каждый органист по-своему решает эту проблему, но, по большей части, нужно буквально несколько минут, чтобы прорепетировать, понять, как устроен конкретный орган, сколько у него мануалов и так далее. От этого будет зависеть манера игры музыканта. Часто играя концерты, начинаешь привыкать, и на репетиции тратится все меньше времени. Во время обучения я играл в соборах Парижа, Тулузы, Леона. Но не только во Франции осваивал технику игры на органе. Занимался в крупных и известных соборах Германии, Бельгии и даже Испании.

- А как вам звучание омского органа?

- Это неоклассический орган. В Бельгии много подобных органов, но все они расположены в соборах. Органы такой модели очень редко встречаются в концертных залах. В моей жизни это один из первых подобных инструментов. Хотя в Японии, где я живу последние десять лет, органы в основном расположены в концертных залах. На таком органе, как в Омске, можно сыграть самые разные произведения – и классические, и современные.

- Где вам больше нравится звучание органа – в соборах или залах, и где инструмент, на ваш взгляд, более органичен?

- Эмоции музыканта отличаются в зависимости от того, где он играет, – в зале или соборе. Есть разница и в звучании: на концертных площадках орган звучит лучше, потому что есть пространство для звука и он не сильно долго распространяется. А в церкви прелесть органной музыки дополняет атмосфера некой таинственности.

- Для исполнения органной музыки нужен особый настрой?

- Лично я не делаю ничего особенного – просто пытаюсь как можно дольше репетировать, чтобы орган звучал как можно лучше. И стараюсь не напрягаться, а, напротив, расслабиться. Тогда орган звучит идеально.

- Вы играете исключительно классику или иногда не прочь поэкспериментировать со стилями?

- Я играю только классическую музыку. Это мой личный выбор: считаю, что в классической музыке еще не все сделал и должен развиваться. Джаз и другие стили музыки я люблю как слушатель. В следующем месяце в концертном зале, где работаю органистом, состоится джазовый концерт на органе, и я с удовольствием схожу.

- Как вы оказались в Японии? В чем различия в музыкальных предпочтениях европейской и азиатской публики?

- Моя жена из Японии. Оттуда пришло приглашение играть в концертном зале на севере страны. Я его принял, и мне очень понравилось там жить. И на Западе, и на Востоке публика любит музыку Баха. В Японии, может быть, даже больше. Но иногда хочется разнообразить свой репертуар, поэтому на концертах в России я решил, что буду исполнять французскую музыку. (На открытии сезона в Омске прозвучали произведения французских композиторов – Сезара Франка, Жана Лангле, Марселя Дюпре, Луи Вьерна. – Ред.)

- В России вы впервые. Какое впечатление произвела на вас русская публика?

- Я уже выступил в Челябинске. В Омске мой второй концерт в России. Действительно, у меня это первый опыт игры для российской публики. Могу сказать, что она очень любит музыку, что вполне естественно для страны с большой музыкальной историей. Мне удалось наладить хороший контакт с аудиторией и исполнить свою программу на высоком уровне. Всего состоится пять концертов. В дальнейшем, если будут предложения, я с удовольствием готов продолжить гастрольную деятельность в вашей стране.

Анонс «ДГ»

14 октября в Органном зале омичи услышат титулярного органиста Кафедрального собора Кельна Винфрида Бенига (Германия). В программе концерта – произведения Керля, Генделя, Баха и др. Винфрид Бениг за свою карьеру исполнил все органные произведения Баха, Регера и Мессиана и осуществил премьеры органных произведений современных композиторов. Занимает пост профессора Высшей школы музыки Кельна, руководит Летним фестивалем органной музыки в Кельнском соборе.

Фото из архива Омской филармонии

Все рейтинги

Какое направление для отдыха вы выберете этим летом?

Всего голосов: 352
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru