1344 0 20-09-2017

«Нужно спасать памятники деревянного зодчества»

Юрий Трофимов

На прошлой неделе появилась информация о пожаре в доме на улице Почтовой, 27, находящемся в статусе объекта культуры регионального значения. Это уже не первый случай разрушения исторических зданий, которые должны охраняться. Ответственность за них несут собственники, а это, как правило, муниципалитет или частные лица. Несмотря на статус и значение, образцы деревянного зодчества в Омске постепенно ветшают и не ровен час попадут под снос. Накануне происшествия «ДГ» пообщалась с недавно назначенным на пост министра культуры Омской области Юрием Трофимовым. Один из наших основных вопросов – судьба памятников и мемориалов в Омске.

Память о Павле Васильеве вернется
- Юрий Викторович, учреждения культуры открывают сезоны. Что запомнилось из прошлого сезона и какие события вы выделите в предстоящем?

- Календарь нового сезона, как и прошлого, получается очень насыщенным. СимфоПарк, стартовавший в минувшем году, состоялся и этим летом. Более того, прошло три мероприятия: СимфоПарк, ДжазПарк и СимфоРокПарк. И каждое посетили тысячи омичей, было много положительных откликов. В прошлом году 50 лет исполнилось симфоническому оркестру, 25 – камерному. Прошли большие гастроли симфонического оркестра по стране, в частности в Мариинке, КЗЧ. Состоялись яркие премьеры, например, «Три товарища» по Ремарку в постановке главного режиссера драмтеатра Георгия Цхвиравы. Прошел фестиваль «Золотая маска». Сейчас мы также настроены на очень плотный сезон. В конце сентября пройдет фестиваль «В гостях у «Арлекина», в октябре – «Молодые театры России». 20 – 26 ноября – фестиваль «Сотоварищи» на базе Северного драматического театра, посвященный 90-летию со дня рождения Михаила Александровича Ульянова. Если говорить о музейной сфере, то отмечу яркий проект музея имени Врубеля «12 стульев из дворца», выигравший грант благотворительного фонда Потанина. Недавно открыли Музей сказки в Любинском районе на базе историко-краеведческого музея. Очень интересный проект – он давно разрабатывается, сейчас его презентуют, встречают первые группы посетителей. И уже есть хорошие отзывы.

- Стало известно о проведении в будущем году IV Международного конкурса скрипачей им. Ю.И. Янкелевича, о возрождении журнала «Омск театральный». Чего не хватало сделать это ранее – волевого решения?

- Вопрос не в этом. Всегда есть определенные сложности с финансированием, и решаются они не так быстро, как хотелось бы. Губернатор принял решение о проведении конкурса, и это большой плюс для региона. С будущего года планируем продолжить выпускать журналы «Омское наследие» и «Омск театральный». Огромный опыт накоплен, его нужно развивать. В этом году выйдет новый номер журнала «Литературный Омск». Это очень важно, потому что современный литературный процесс жив, появляются молодые авторы, выходят периодические издания, книги омских поэтов и писателей. Поверьте, в Омске их очень много. У нас богатая литературная история, но не менее интересна и современность. Омск – город литературный.

- Если продолжать эту тему, то позвольте задать вопрос не из вашей области с точки зрения полномочий. Вам наверняка известно имя поэта Павла Васильева, жертвы «большого террора», которого сегодня называют гением. Его жизнь была связана с Омском, на Любинском проспекте висела памятная доска, которую повредили во время реконструкции лет пять назад. Известна позиция владельца здания по поводу мемориала. Хотя памятные доски – это не компетенция Минкульта, бывший министр культуры В.П. Лапухин договорился с тем же бизнесменом по поводу возврата доски партизанам, ушедшим на фронт из Омска. Не хотите вмешаться? Уж слишком все затянулось.

- Павел Васильев – знаковая фигура для России и Омска. Министерство культуры будет способствовать тому, чтобы отреставрированная доска вернулась на свое место. Памятниками и мемориальными досками занимается администрация Омска. Есть определенные процедуры, которые нужно пройти. Мы инициируем, с одной стороны, процесс взаимодействия с Сергеем Петровичем Жериковым, с другой стороны, согласовываем с администрацией проведение всех процедур, которые связаны с мемориальными досками на памятниках истории и культуры. Я думаю, в ближайшем будущем доска будет установлена.

- А вообще вы готовы выходить за рамки ваших должностных инструкций?

- Мы находимся во взаимосвязи с общественными организациями. Мы слушаем и слышим, откликаемся и задаем вопросы именно общественности. Для этого существуют общественные советы при министерстве культуры. Есть отдельный совет по памятникам истории и культуры. Есть экспертный совет по культуре и искусству при губернаторе. В нем состоят люди, которые имеют авторитет и большой опыт работы в разных сферах культуры. И мы с ними советуемся. Вопросов, которые проходят через них, много.

Дорогу - меценатам
- У нас в городе есть прекрасные образцы деревянного зодчества начала прошлого века, которые являются памятниками регионального значения, но, по сути, гниют, переходят в статус аварийных и могут в конце концов попасть под снос. Такие прецеденты были. Понятно, что в бюджете на все нет средств. Как привлечь предпринимателей?

- Вопрос очень сложный и стоит в каждом регионе. У нас около 60 памятников деревянного зодчества, 9 находятся в аварийном состоянии – их необходимо немедленно реставрировать. Чаще всего памятники являются или муниципальной, или частной собственностью. Выход есть. Существует закон об объектах культурного наследия. Он федеральный, есть региональный аналог, который регламентирует работу в Омской области. В нем четко прописаны функции каждого органа исполнительной власти. В июне наше Заксобрание приняло очень важный документ – поправки к этому закону, которые вводят возможность льготной аренды объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. В течение полутора месяцев министерство культуры разрабатывает регламент действия закона. Суть довольно простая. Предприниматель может взять памятник в аренду на льготных условиях – за 1 рубль в год. На 49 лет. При этом в течение первых двух лет он обязуется разработать проектную документацию по реставрации, а в течение ближайших семи лет провести ее. Тогда он может пользоваться зданием, сдавать его в субаренду, предоставлять в безвозмездное пользование другим лицам и организациям. А по истечении 49 лет или ранее – выкупить здание. Таким образом, вводится реальный механизм спасения памятников. Нужно спасать образцы деревянного зодчества. Мы долго ждали этого закона и сейчас плотно работаем вместе с общественными организациями и органами власти, чтобы ввести его в действие.

- Важно еще, чтобы нашлись предприниматели, желающие вложиться в этот проект.

- Мы советуемся и с потенциальными инвесторами. Это люди, которые увидят в механизме перспективу. Главный показатель жизнеспособности закона – интерес со стороны предпринимателей, которые могут вложиться в спасение памятников. И он присутствует. Деньги на реконструкцию нужны серьезные.

- В истории нашей страны традиции меценатства, помощи отдельным художникам, галереям были сильны. Как их возродить? Чего не хватает, чтобы меценатство набирало обороты?

- Меценатство и филантропия в России – укорененная традиция, уходящая в дореволюционный период. По понятным причинам она прервались, но с девяностых годов постепенно возрождается. Надо сказать, что с недавнего времени меценатство заново набирает силу. Но не потому, что есть хорошие послабляющие законы. Они есть, но не так явно стимулируют меценатство в культуре. С одной стороны, возникает понимание у бизнеса о социальной ответственности, и это важно. А с другой стороны, организации культуры постепенно обучаются работе с меценатами. На самом деле это целая наука – сложная, тонкая, идущая в связке с психологией, экономикой, менеджментом. По закону меценат – это обычный человек, которому можно сказать «спасибо» и отметить разного рода благодарностями, кроме финансовой. Но есть одно исключение – это закон о Фонде целевого капитала. Яркий пример – музей имени Врубеля, который в этом году создал первый в России Фонд целевого капитала регионального музея. Вообще, в культурной сфере таких фондов очень мало, тем более в регионах.

- В чем суть Фонда?

- Фонд целевого капитала – это фонд, который не тратит деньги, поступающие к нему, а вкладывает их. А вот дивиденды – ежегодные проценты с капитала – идут на развитие организации, в пользу которой создан фонд. Чем больше тело капитала, тем больше проценты. Те частные лица, которые жертвуют капитал, получают налоговый вычет в размере стандартной ставки 13%. Это единственный финансовый инструмент, и то он касается только физических лиц, а не юридических. Но дело не только в законах. Очень остро стоит методический вопрос. Есть задумка создать на базе музея Врубеля методический центр стратегического развития, который помогал бы учреждениям культуры работать по фандрайзингу – поиску средств на развитие. Это могут быть как быстрые деньги, так и целевой капитал, который работает на перспективу. Важную роль в этой сфере играет благотворительный фонд Потанина – один из крупных фондов, который целенаправленно помогает развитию филантропии в России как системы. Он поддерживает и омскую культуру. В этом году в ноябре на базе музея Врубеля пройдет большой семинар для всей Сибири под названием «Фандрайзинг в музеях. Восток». В его организации нам помогут сотрудники Эрмитажа, где эта наука развита на высоком уровне. В каждом учреждении нужны усилия – очень серьезная методическая проработка и работа первого лица. Тогда будет успех. Но не сразу, а постепенно: нужны годы работы, чтобы добиться результатов. Климат в Омске неплохой, многие бизнесмены понимают свою ответственность перед обществом. Вопрос в надежных и прозрачных механизмах, которые развивали бы меценатство в области. Плюс, с моей точки зрения, необходимо больше преференций для тех, кто помогает культуре. И Минкульт РФ работает в этом направлении. Мы ждем, что появятся такие законодательные акты, которые позволят давать преференции меценатам за их благородное дело.

- Какие это преференции?

- Например, налоговые вычеты. Не каждый может взять из своей прибыли и отдать, ничего не получив взамен. Это сложно и с точки зрения процедур, и экономически для организаций и физлиц. Есть удачный зарубежный опыт, и мы к нему идем.

- Вы сказали, что огромную роль играет лицо во главе учреждения культуры. Недавно был назначен новый директор музыкального театра. Уже есть какие-то идеи выхода из кризиса?

- Нелли Александровна Бут – опытный менеджер, имеющий практику взаимодействия с меценатами и партнерами в учреждении культуры. Без системы взаимодействия с потенциальными посетителями, меценатами, творческими организациями развития не будет. Это одна из тех задач, которую я сейчас перед ней ставлю. Коллектив очень талантливый и работоспособный, и я думаю, все в театре будет хорошо.

Отдыхать, так дома!
- Заканчивается пора отпусков. Удалось отдохнуть где-нибудь в Омской области?

- Признаться, я каждые выходные выезжаю в районы Омской области. Более плотно знакомлюсь с учреждениями культуры. И как археолог по своей первой научной специальности, и как куратор районных музеев объездил весь регион. Теперь другой ракурс взгляда. Я координирую процесс реконструкции и ремонта Домов культуры и строительства современных кинозалов. К концу года мы должны открыть 29 кинотеатров и построить или отремонтировать 23 Дома культуры. Я знаю практически каждый район – Омская область мне родная. Отдыхать особо не приходится. Но очень важно выявить точки роста в разных районах, которые позволят говорить о развитии туристического потенциала. Он есть – некоторые районы известны больше, некоторые меньше. Но самое главное, чтобы жители Омска стали активными туристами. Любовь к своему краю и мобильность омичей – это краеугольный камень развития туризма, залог того, что регион станет более привлекательным для жителей других городов.

- Что, на ваш взгляд, станет отправной точкой для развития туризма в регионе притом, что дороги и другая инфраструктура оставляют желать лучшего?

- Отправная точка – сам город Омск. Более ста тысяч человек в год приезжают сюда. С целью событийного, делового, познавательного туризма. В область едут за экзотикой, посмотреть природу, поэтому люди понимают, что пятизвездочного отеля там не будет. Наш край интересен географически. Можно посетить разные климатические зоны – от степи до тайги. Любители этноэкзотики могут побывать в казахских, латышских, немецких поселениях. Выстроены маршруты. Туристы едут в Муромцевский район, город Тару, на уникальное соленое озеро Эбейты. Все более популярными становятся сплавы по рекам Уй, Шиш, Тара, появляется интерес к научному туризму – экскурсиям в сопровождении  археологов, биологов. Пока это частично востребовано, но омичи больше узнают о такой родной, но пока неизведанной Омской области. Тем более что 27 сентября, в Международный день туриста, на улице Музейной, 3 мы открываем Туристический информационный центр, где можно будет получить всю информацию о туризме в родном крае.

СПРАВКА «ДГ»

Юрий Викторович Трофимов. Родился 24 октября 1978 года. В 2000 году окончил исторический факультет ОмГУ имени Ф.М. Достоевского. В 2004 году окончил ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет». С 2000 по 2011 годы работал в Омском государственном историко-краеведческом музее. С 2011 года возглавлял Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. В июне 2017 года назначен на должность министра культуры Омской области.

МНЕНИЕ

Владимир Шалак, директор департамента культуры Омска:
- Владелец здания против изначального варианта доски. По правде сказать, она действительно выглядит несколько мрачновато, а мы бы не хотели портить фасад здания. К тому же память о Павле Васильеве заслуживает большего. Сейчас мы ищем спонсора, чтобы заказать другую доску. Нужно разработать такой дизайн-проект, чтобы мемориал  выглядел эстетично и гармонично вписывался в архитектурный ансамбль здания и улицы. До нового года мы постараемся установить новую памятную доску.

Владимир Селюк, председатель Общества коренных омичей:
- Когда-то я обошел всю территории Казачьей слободыи и переписал там каждый дом. Есть дома, построенные в середине XX века, в основном – в начале XX века. Все они на фундаменте с резным декором. Каждый дом в нормальном состоянии представляет ценность, потому что это типовая застройка начала XX века. Я хотел бы, чтобы хотя бы двадцать зданий отреставрировали и наполнили жизнью. Пусть там будет детский клуб, музыкальная школа или что-то еще, и отношение к домам изменится.

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 14
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru