4950 1 23-12-2015

«Я люблю, когда все честно»

Сергей Шоколов

"ДГ" запускает серию публикаций об итогах минувшего года в омской культуре и неслучайно открывает этот проект с материала о «Пятом театре», коллектив которого отметил в 2015-м свой юбилей. Уходящий год запомнится труппе самыми разнообразными событиями – от позитивных до горестных. Как прошел этот путь «Пятый театр», как преодолевал различные обстоятельства, какие планы строит на будущее… – об этом и многом другом «ДГ» побеседовала с актером «Пятого театра», заслуженным деятелем культуры Омской области, заместителем директора по творческой части Сергеем Шоколовым.

– Сергей Николаевич, одно из знаковых событий 2015 года – организация «Пятым театром» Десятого юбилейного фестиваля «Молодые театры России». С какими трудностями столкнулся коллектив при его подготовке?

– Каждый фестиваль – это всегда сложно, коснитесь любой его составляющей, начиная с перевозки декорации и заканчивая приемом гостей. Но, по счастью, в нашем коллективе уже отлажена определенная схема, есть опыт проведения подобных мероприятий, и сбоев не было, в чем заслуга профессиональной команды. Это я говорю с уверенностью сейчас. Но если вернуться в тот период времени – за два месяца до открытия нашего театрального марафона, когда произошел уход из жизни директора театра Александры Илларионовны Юрковой, без преувеличения замечу, что это событие подкосило нас. Но мы определили для себя, что просто обязаны сделать этот десятый юбилейный фестиваль в память о ней. Нам было бы стыдно смотреть в глаза людям, если бы мы не решились на это.

Свернули все отпуска, все планы… и сразу после похорон, понимая, что каждый день очень дорог, включились в работу, кто-то, как я, впервые. Приходилось налаживать какие-то мосты, вступать в диалог со спонсорами, потому что без финансовой поддержки, которая необходима даже для заказа билетов для актеров, фестиваль не состоится, приглашенные артисты не смогут спланировать рабочие графики, так как заняты в своих постановках.

Фестиваль нашел поддержку и федерального, и регионального министерства культуры. Мы очень благодарны людям, которые уделили время, направили деньги для развития нашего проекта. Реакция была позитивной, нам говорили: «Мы сделаем все возможное. Будьте уверены!». После этого у нас открылось второе дыхание! И мы окончательно утвердились во мнении – фестивалю быть. И я очень рад, что мы достигли главной цели, что мы не сломались – в Омске состоялся 10-й юбилейный форум «Молодые театры России».

Нас не остановило даже то, что некоторые зарубежные коллективы отказались. Ну и бог с ними! Мы определили направление этого фестиваля – одноименного с Годом литературы в России, и поняли, что сделали правильно. В афише были заявлены – Чехов, Тургенев, Айтматов, Булгаков... На этот раз программа была меньше, чем в прошлом, не такая авангардная, не европейская, и я считаю, что это было в какой-то степени правильным ходом.

– Какие из спектаклей фестиваля «Молодые театры России» вы можете особенно выделить?

– В принципе, практически все постановки заслуживают высокой оценки: и «Ощущение бороды» Омского Лицейского драматического театра, и «Наташина мечта» Тарского Северного драматического театра им М.А. Ульянова, и «Морфий» Новосибирского городского драмтеатра Сергея Афанасьева… По-своему интересна столичная постановка «Вера Полозкова. Короткий метр». Режиссер Руслан Маликов, не прячась ни за какие новомодные спец­эффекты, определил для себя главное в своем проекте – тексты поэтессы. И, отталкиваясь от них, создал очень любопытную версию, которая в ком-то вновь пробудила интерес к стихотворениям Полозковой, кто-то смог открыть для себя этого автора… Не это ли является одной из целей театра? И наши гости ее успешно достигли.

Лично меня впечатлила история московской труппы «Школа современной пьесы» по мотивам Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Это театр, который близок мне по духу, поскольку там, так же как и в «Пятом», смело идут на самые захватывающие и для актеров, и для публики эксперименты.
К тому же в нем задействованы артисты, с которыми я работал в другом театре: и Ваня Мамонов, и Саша Овчинников... У них получился совершенно великолепно сотканный в игровой форме спектакль, в результате просмотра которого огромное удовольствие получили и мы, и наши актеры, и зрители, и критики… Убежден, что еще долго будут помнить этот показ, как и драму «Такого театра» «Иванов» в постановке питерцев Александра Баргмана и Анны Вартаньян. Просто невероятный Чехов предстал перед омичами, и я очень рад, что нам удалось показать в нашем городе этот спектакль – трижды номинанта премии «Золотая маска», участника международных фестивалей в Тель-Авиве и Хельсинки, а также крупных российских фестивалей. Он входит в 30-ку лучших спектаклей города – по версии петербургских критиков.

– Одна из громких премьер текущего сезона в «Пятом театре»  – спектакль по мотивам романа Чингиза Айтматова «Когда падают горы», где вы играете главную роль. Расскажите о работе с режиссером проекта Денисом Хуснияровым.

– Забегая вперед, скажу, что Денис – это режиссер, который не будет браться за простой материал. Он сам говорит, что, когда ему все понятно, неинтересно работать, а когда он не знает, как это делать, его начинает захватывать процесс. И я убедился в этом, когда мы начали репетировать Айтматова. Именно здесь мы впервые сотрудничали впрямую. До этого мне довелось быть свидетелем того, как он работал на лаборатории девятого омского фестиваля «Молодые театры России», а после – как репетировал с нашими ребятами «Лермонтов. Предчувствие», как они погружались в этот интереснейший материал. Признаться, порой я думал: «Хоть бы они не сломались», ведь и физические, и психологические нагрузки были большими. Когда я увидел премьеру, для меня стала очевидностью гениальность этой постановки. И в то же время я понимал, что спектаклю уготована непростая судьба: кто-то его примет, кто-то нет, что и произошло – мнения зрителей разделились.

Некоторые обожают этот спектакль Хусниярова, а другие говорят: «Нет! Там нет Лермонтова!», при этом не обращая внимание на афишу, где указано – «Лермонтов. Предчувствие». А дальше решайте сами, предчувствие чего вы ощутите, вглядываясь в предложенный вам сюжет: предчувствие смерти, рока, безответности, фатальности… И именно в эту атмосферу с головой позволяет нам окунуться режиссер.

Когда Денис Хуснияров приехал в «Пятый» вновь – уже для работы над драмой «Когда падают горы», я не знал, что буду играть главную роль. Я не из тех, кто напрашивается к режиссеру, я люблю, когда все честно, тогда и будет хороший результат. Если артист навязывается режиссеру, сначала происходит процесс привыкания, сомнений, позже – им обоим приходится идти на какие-то компромиссы, причем не в пользу спектакля. Здесь, слава богу, такого не было. Честный кастинг, позже – назначение.

Многие зрители уже знают, как много текста у моего персонажа в этом спектакле. И конечно, Денис спрашивал меня, как мне удобнее учить материал, чтобы не было зубрежки, чего я тоже не люблю. На площадке царило взаимопонимание, но в то же время иногда режиссер удерживал нас от чрезмерной эмоциональности, он требовал монотонности, с какой в ауле рассказывают старинные легенды… А нам, актерам, порой хочется добавить красок, сочности. Было ужасно ломать себя, чтобы не приукрасить текст. Слыша, как мы порой увлекались, Денис тут же охолаживал наш азарт: «Стоп. Снова спокойно…» И только в сцене со скачками он позволял чуть-чуть добавить экспрессии.

Сцена из спектакля "Когда падают горы"

– А какие отзывы вы получили от коллег и зрителей из других городов, ведь этот спектакль открывал десятый фестиваль «Молодые театры России»?

– В основном спектакль нравится и актерам, и зрителям. Кто-то отмечает удивительную монологическую форму спектакля, кто-то говорит, что никогда такого Айтматова не видел. Наверное, на это повлияло то, что и режиссер, и труппа – мы сразу увидели, какой будет постановка, сжали текст, чтобы все соединилось органично: современная история, древняя легенда, танцевальные вкрапления в исполнении актеров, «живые» музыкальные вставки… И сразу для нас стало понятно, что ничего буквально, прямолинейно показано не будет, мы работаем с метафорами, с атмосферой. Например, даже мысли о том, что кто-то будет изображать снежного барса, мы не допускали. Хотя, безусловно, он появляется в финале, но какой! Это огромный, дышащий энергией природы, дикий, уверенный в себе хищник, ищущий исход своей судьбы, познавший жизнь… Получившийся образ удачен, интересен, как и многие другие находки этого спектакля: гигантская птица, безумно стремительная скачка, сцена в горах…

– Поделитесь планами театра на текущий сезон.

– Идут переговоры с известными российскими режиссерами: Вяче­славом Тыщуком и Анатолием Праудиным. В планах – постановки по мотивам произведений Евгения Шварца и Николая Гоголя. Зрителей ожидает много хулиганского, озорного, работы с подтекстами, соединение классики и современности… Но не будем раскрывать подробности. По традиции в дни новогодних праздников в нашем театре пройдут показы для детей – три яркие, добрые сказки. Мы и взрослых приглашаем на Новый год – 30 и 31 декабря их ждет праздничная программа, новогодние напитки и комедия «Тестостерон».

– А как вы могли бы охарактеризовать зрителя «Пятого театра»?

– Это интеллектуал, который, как и наша труппа, любит и классику, и современную драматургию, и сценические эксперименты. На этой площадке всегда происходит поиск новых форм, без боязни инноваций, поэтому «Пятый театр» постоянно открывает новых молодых дерзких режиссеров, авторов.

Кому-то удобнее спрятаться за классикой, именитыми драматургами, но при этом ничего нового не найти. Здесь такого нет, как нет и страха неудачи, и результатом совместной слаженной, трудной и интересной работы являются яркие сценические проекты. Потому зрителем «Пятого» быть интересно. Причем, помимо постоянной публики, в нашем зале происходит регулярный приток прогрессивной энергичной молодежи. И хотя минувший фестиваль скромен, по столичным меркам, именно молодых омичей было настолько много, что порой невозможно было достать билет.

– Назовите пятерку спектаклей, обязательных для просмотра в «Пятом театре».

– Таких постановок в нашем театре много, и мне сложно выделить именно пять, но я попробую.

Пожалуй, лидером не только для меня является «Географ глобус пропил», который пользуется огромной популярностью и в Омске, и далеко за его пределами. Когда мы привезли его в Питер для показа в «Балтийском доме», зал на 1000 мест был переполнен. В те же дни мы выступали в театре им. Комиссаржевской с другими работами: «Лермонтов. Предчувствие» и «Игра на выживание», которые зритель тоже принимал на ура. Директор Комиссаржевки просил, чтобы мы и «Географа» показали, но это было невозможно из-за объемных декораций. Кстати, в Питере обожают постановку «Лермонтов. Предчувствие» и многие критики, актеры, режиссеры даже удивлялись, почему режиссер Денис Хуснияров так блестяще и тонко, как в Омске, не ставит Лермонтова в родном Петербурге.

Второе место занимает спектакль «Акулькин муж». Мне нравится такой Достоевский – трогательный, светлый. Именно такими его истории показаны в трактовке режиссера Андро Енукидзе – без традиционной мрачности. В нашем спектакле есть надежда.

Обычно я не называю проекты с моим участием, потому что не вижу их со стороны, я там существую. Но случай с постановкой «Когда падают горы» будет исключением.

Еще один спектакль, который необходимо посетить хотя бы раз – это психологическое шоу Сергея Пускепалиса «От красной крысы до зеленой звезды». Это цикл историй, объединенных мотивом отношений. Одна новелла – это конфликт крыс, живущих в хищническом мире, где постоянно происходит борьба. В другой истории «Половица» тоже двое – старик и старуха. Каждый из них, как и все мы, живет со своими причудами.Он придумал для себя правило – если будет ходить по одной половице и ни разу не оступится, то все будет хорошо. А его супруга живет своим миром – миром быта и думает о другом: «Сходить бы купить ковер, да денег нет. Но хочется...». Между ними нет общего, но когда наступает опасность потерять друг друга, происходит слом. Они встречаются глазами и видят, сколько прожито в недопонимании, чувствуют тепло, привязанность. Другие истории не менее глубокие: о мужчине и женщине, которые любят друг друга и люто ненавидят, о парнях, которые хотят покончить жизнь самоубийством, но появляется некто третий… Все эти новеллы трогают меня и, уверен, пробудят что-то важное и в сознании наших зрителей. Выходя из зала после просмотра, они не остаются равнодушными: кто-то говорит, что это гениально, кто-то – что это сумасшествие…

На презентации книги С. Денисенко "Не договорили" в Доме актера

Одной из удивительных реакций на постановку «От красной крысы до зеленой звезды» я считаю отзыв известного израильского драматурга, хорошего друга «Пятого театра» Леона Агулянского. Для того, чтобы увидеть спектакль, он приехал на наши гастроли в Ригу, а после написал в своем издании, что постановка его поразила и в каждой новелле он узнавал себя. «А, допустим,«Половица» – это вообще вся моя жизнь! Я всю жизнь иду по половице. Я придумал этот путь для себя, и если пройду его – шаг за шагом, – у меня все произойдет!» – восклицал он. И это говорил успешный писатель, врач, который руководит своей клиникой, автор девяти пьес, они с аншлагом идут в Эстонии…

Не могу не отметить комедию «Пятого театра» – «Игра на выживание». Здесь раскрываются обстоятельства жизни, знакомые каждому: когда нам приходится приспосабливаться к чему-то, зависеть от действий, желаний и глупости других людей. Главный герой пытается сломить это все, чтобы добиться того, чего он заслуживает, – нормального человеческого счастья. Разумеется, в этой истории присутствует тема любви, без которой, возможно, не удалось бы преодолеть препятствия этой странной жизни, когда человека превращают в собаку… Это всем знакомо: из нас часто пытаются сделать тех, кем мы не хотим быть. Нас нередко дрессируют, относят к третьему сорту. Это спектакль-преодоление, который кому-то из зрителей дает уверенность и желание бороться за себя, в ком-то будит чувство справедливости. Люди принимают «Игру на выживание» с особенным чувством, со смехом и с пониманием, что комедийное здесь переплетено с трагическим, по сути, как в нашей с вами жизни.

Досье «ДГ»

Сергей Шоколов

Актер, заместитель директора по творческой части «Пятого театра», заслуженный деятель культуры Омской области. Окончил Екатеринбургский государственный театральный институт. Служил в театре «Галерка», с 2012 г. – в «Пятом театре» и участвует в спектаклях: «От красной крысы до зеленой звезды», «Зойкина квартира», «Чисто семейное дело», «Акулькин муж», «Игра на выживание», «Кармен», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Ромео и Джульетта», «Автобус», «Моя правда твоей ценой», «Когда падают горы» и т. д.

Фото из архива "Пятого театра"

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 93
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru