3081 1 16-12-2015

Волшебные книги Дмитрия Медведева

Нина Казимова

Художницу Нину Казимову называют королевой акватинты, ее офорты  искусствоведы сравнивают с работами знаменитого ювелира Фаберже. Она работает в сложной  графической технике  офорта на меди в сочетании с акватинтой, «бархатная» линия дополнена цветом.

До конца декабря эти изящные экслибрисы и книжные иллюстрации может увидеть любой посетитель библиотеки имени Пушкина  - в Музее книги  работает уникальная выставка «Магия книжной графики Нины Казимовой». 

Практически позабытая в нашу цифровую эпоху магия книги там  представлена во всех своих проявлениях - от  книжных знаков до уникальных авторских малотиражных книг.

Нина Казимова создавала экслибрисы для главных музеев и библиотек страны, для  политиков, деятелей культуры и искусства – премьера Дмитрия Медведева, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, академика Дмитрия Лихачева, писателя Валентина Распутина, путешественника Федора Конюхова.

В ее экслибрисах ничто не появляется случайно. В тонкий узор вплетаются  говорящие символы, имеет значение каждая деталь.  На экслибрисе  музея «Слова о полку Игореве» – древнерусский град и  Ярославна, вместе с городом  между солнцем и луной ждущая возвращения своего князя.  Создательницу Центра русской культуры в Риме Ванду  Касперович  Нина Казимова изобразила  на фоне Рима - гоголевской дамой «приятной во всех отношениях».  Ее окружают книги, на одну из которых сложил лапки милый котик. В общем, все интересы владелицы книжного знака налицо. Не случайно экслибрис  художница сравнивает  с портретом:

«Это своеобразная  путевка в вечность, потому  что ни один памятник не сравнится с экслибрисом. Человек уходит, а книга с его знаком остается . И неизвестно где он может оказаться , где он откликнется».

Экслибрис она называет особым способом общения:

«Он такие мостики наводит, так интересно людей переплетает... Ни с каким другим видом искусства такого не получается».

Однажды она сделала  экслибрис на конкурс в Бельгии, посвященный юбилею  знаменитого фламандского географа Меркатора. Книжный знак вошел в каталог, который увидел человек, живущий в деревне, где родился Меркатор. Он прислал художнице  фотографии  сохранившихся там средневековой церкви и разрушенной башни и попросил, чтобы она сделала знак для него.

Нина Казимова работает в самых разных стилях – например, экслибрис для директора Эрмитажа она   сделала в арабском  стиле, ведь Пиотровский – арабист.

«Мне главное, чтобы вещи были стильные, все равно,  в каком стиле - арабские, славянские, готические».

Закончившая строительный институт, получившая  архитектурное образование художница  говорит, что построение книг схоже со строительством зданий:

«Композиция – она везде композиция, хоть в гравюре, хоть  архитектуре. И еще – я  заметила это не сразу, у меня не было такой цели, но все книги, которые я делаю, посвящены городам».

И, кстати, удивительно передают их дух.

Только первая, «садово-парковая ностальгическая» «Сады моей души», со стихотворениями поэтов серебряного века и мраморными ликами парковых нимф, повествует о пригородах Петербурга.

Есть, к примеру, «Париж Максимилиана Волошина» - его строки: «В дождь Париж расцветает точно серая роза» - полностью соответствуют  юношеским впечатлениям художницы от поездки в этот город, передают его сложный замечательный свет... В орнамент на страницах складываются листья каштанов  и геральдические лилии, а вместо капель дождя  на город падают  стилизованные цветы . Кстати, материалы о Париже Нина Казимова собирала с детства, эта книга стала воплощением ее  давней любви к этому городу.

А полностью представленная на выставке книга, посвященная Тобольску, – воплощение давней  мечты художницы сделать книгу в русском стиле. «Ударные» фразы выделены крупным шрифтом – как в старинных книгах выделялось первое слово, потому  ни одна страница не похожа на другие.  

В эту книгу  она сумела вместить  целый  город  - с каменным кремлем и деревянными домиками,  удивительными крылатыми медведями и ершовским Коньком-Горбунком …  Так что у посетителей выставки есть реальная возможность не выезжая из Омска побывать в Тобольске.

А любимый жанр у королевы изначально  совсем не королевский. Ей нравятся лубки  - «такие стилизованные, такие декоративные, такие изумительные».  Этот жанр оказался воистину неисчерпаемым. Русские пословицы о любви Нина Казимова  иллюстрировала в классической лубочной манере с балаганными козами и медведями. А для воплощения аллегорий, которыми пронизан весь Петербург, она создала удивительный петровский лубок, сочетающий жанр лубка и зубовской печатной гравюры, лубок не высмеивающий, а прославляющий..  Две Невы заключают в объятия весьма узнаваемого моряка, вернувшегося из странствия.   А знаменитый страж Петербурга - сфинкс - оказывается под водой, вокруг рыбы – идет знаменитая питерская корюшка. И в этой работе явно чувствуется движение вечности.

МНЕНИЕ

Лариса Пономарева, заведующая Центром  книжных памятников библиотеки имени Пушкина:
- Экслибрисы Нины Казимовой отличаются от привычных нам лаконичных книжных знаков.  Здесь особая образная ткань, особая фактура. Они не просто повествуют об увлечениях владельца книги - они живут своей особенной жизнью.  Их можно рассматривать  удивительно долго. 

 

 

Справка "ДГ"

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Фото из архива художницы

Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 93
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru