2871 1 16-12-2015

Волшебные книги Дмитрия Медведева

Нина Казимова

Художницу Нину Казимову называют королевой акватинты, ее офорты  искусствоведы сравнивают с работами знаменитого ювелира Фаберже. Она работает в сложной  графической технике  офорта на меди в сочетании с акватинтой, «бархатная» линия дополнена цветом.

До конца декабря эти изящные экслибрисы и книжные иллюстрации может увидеть любой посетитель библиотеки имени Пушкина  - в Музее книги  работает уникальная выставка «Магия книжной графики Нины Казимовой». 

Практически позабытая в нашу цифровую эпоху магия книги там  представлена во всех своих проявлениях - от  книжных знаков до уникальных авторских малотиражных книг.

Нина Казимова создавала экслибрисы для главных музеев и библиотек страны, для  политиков, деятелей культуры и искусства – премьера Дмитрия Медведева, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, академика Дмитрия Лихачева, писателя Валентина Распутина, путешественника Федора Конюхова.

В ее экслибрисах ничто не появляется случайно. В тонкий узор вплетаются  говорящие символы, имеет значение каждая деталь.  На экслибрисе  музея «Слова о полку Игореве» – древнерусский град и  Ярославна, вместе с городом  между солнцем и луной ждущая возвращения своего князя.  Создательницу Центра русской культуры в Риме Ванду  Касперович  Нина Казимова изобразила  на фоне Рима - гоголевской дамой «приятной во всех отношениях».  Ее окружают книги, на одну из которых сложил лапки милый котик. В общем, все интересы владелицы книжного знака налицо. Не случайно экслибрис  художница сравнивает  с портретом:

«Это своеобразная  путевка в вечность, потому  что ни один памятник не сравнится с экслибрисом. Человек уходит, а книга с его знаком остается . И неизвестно где он может оказаться , где он откликнется».

Экслибрис она называет особым способом общения:

«Он такие мостики наводит, так интересно людей переплетает... Ни с каким другим видом искусства такого не получается».

Однажды она сделала  экслибрис на конкурс в Бельгии, посвященный юбилею  знаменитого фламандского географа Меркатора. Книжный знак вошел в каталог, который увидел человек, живущий в деревне, где родился Меркатор. Он прислал художнице  фотографии  сохранившихся там средневековой церкви и разрушенной башни и попросил, чтобы она сделала знак для него.

Нина Казимова работает в самых разных стилях – например, экслибрис для директора Эрмитажа она   сделала в арабском  стиле, ведь Пиотровский – арабист.

«Мне главное, чтобы вещи были стильные, все равно,  в каком стиле - арабские, славянские, готические».

Закончившая строительный институт, получившая  архитектурное образование художница  говорит, что построение книг схоже со строительством зданий:

«Композиция – она везде композиция, хоть в гравюре, хоть  архитектуре. И еще – я  заметила это не сразу, у меня не было такой цели, но все книги, которые я делаю, посвящены городам».

И, кстати, удивительно передают их дух.

Только первая, «садово-парковая ностальгическая» «Сады моей души», со стихотворениями поэтов серебряного века и мраморными ликами парковых нимф, повествует о пригородах Петербурга.

Есть, к примеру, «Париж Максимилиана Волошина» - его строки: «В дождь Париж расцветает точно серая роза» - полностью соответствуют  юношеским впечатлениям художницы от поездки в этот город, передают его сложный замечательный свет... В орнамент на страницах складываются листья каштанов  и геральдические лилии, а вместо капель дождя  на город падают  стилизованные цветы . Кстати, материалы о Париже Нина Казимова собирала с детства, эта книга стала воплощением ее  давней любви к этому городу.

А полностью представленная на выставке книга, посвященная Тобольску, – воплощение давней  мечты художницы сделать книгу в русском стиле. «Ударные» фразы выделены крупным шрифтом – как в старинных книгах выделялось первое слово, потому  ни одна страница не похожа на другие.  

В эту книгу  она сумела вместить  целый  город  - с каменным кремлем и деревянными домиками,  удивительными крылатыми медведями и ершовским Коньком-Горбунком …  Так что у посетителей выставки есть реальная возможность не выезжая из Омска побывать в Тобольске.

А любимый жанр у королевы изначально  совсем не королевский. Ей нравятся лубки  - «такие стилизованные, такие декоративные, такие изумительные».  Этот жанр оказался воистину неисчерпаемым. Русские пословицы о любви Нина Казимова  иллюстрировала в классической лубочной манере с балаганными козами и медведями. А для воплощения аллегорий, которыми пронизан весь Петербург, она создала удивительный петровский лубок, сочетающий жанр лубка и зубовской печатной гравюры, лубок не высмеивающий, а прославляющий..  Две Невы заключают в объятия весьма узнаваемого моряка, вернувшегося из странствия.   А знаменитый страж Петербурга - сфинкс - оказывается под водой, вокруг рыбы – идет знаменитая питерская корюшка. И в этой работе явно чувствуется движение вечности.

МНЕНИЕ

Лариса Пономарева, заведующая Центром  книжных памятников библиотеки имени Пушкина:
- Экслибрисы Нины Казимовой отличаются от привычных нам лаконичных книжных знаков.  Здесь особая образная ткань, особая фактура. Они не просто повествуют об увлечениях владельца книги - они живут своей особенной жизнью.  Их можно рассматривать  удивительно долго. 

 

 

Справка "ДГ"

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац. Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Фото из архива художницы

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 85
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru