Get Adobe Flash player
3207 0 09-12-2015

Наедине со словом

Игорь Хохлов в подмосковных Липках

В конце ноября на омской молодежной площадке «Дача Онегина» состоялась презентация нового сборника Игоря Хохлова – молодого, но уже получившего признание в профессиональных литературных кругах нашего города поэта.

Игорь Хохлов решил провести свою презентацию достаточно традиционно, в каком-то смысле классически – без громких слов гостей-литераторов, без приглашенных артистов и музыкантов, без звукового и визуального сопровождения. Вполне понятно желание автора  оставить каждого слушателя наедине со словом. Скорее всего, те немногие, кто нашел время воскресным ненастным днем прийти в библиотеку имени Пушкина, чтобы послушать стихи, и не рассчитывали на хлеб и зрелища. Вспоминая и перефразируя великого классика, служенье муз, наверное, как и погружение в поэзию, не терпит суеты. А если слово поэта действительно искренно и, что немаловажно, профессионально, то оно не нуждается в разного рода подпорках.

Автор поделил свое выступление на две части. В первой – он читал исключительно те стихотворения, которые вошли в его новую книгу «Вдох продолжает выдох», во второй же прозвучали старые произведения, а также те, которые, по признанию поэта, войдут в следующие сборники. Время от времени в центре внимания гостей презентации оказывались приглашенные Игорем Хохловым друзья-литераторы: поэт Вероника Шелленберг, которая выступила редактором новой книги, молодые авторы Серафима Орлова, Ирина Четвергова, Роман Везбердев, Игорь Федоровский. Каждый из них прочел одно или несколько стихотворений «виновника торжества» и высказал свое мнение о его творчестве.

В свои 25 лет Игорь Хохлов – не новичок на литературном поприще. Книга, представленная на презентации, стала четвертой для автора, а первая, «Трепетный родник», вышла, когда поэту было только 19 лет. Несмотря на то что дебютный сборник стал своего рода пробой пера и в нем заметны подражательные мотивы, уже тогда на совсем еще юного автора обратили внимание в литературных кругах Омска. В последующие годы росчерк его пера становится более уверенным и твердым, произведения – более отточенными с точки зрения теории стиха, а  рифмы – более оригинальными. За эти годы Игорь Хохлов трижды был приглашен на Международный форум молодых писателей в Подмосковье, по итогам XII и XV Форумов его стихи были рекомендованы для публикации в сборниках «Новые писатели». Этим летом он участвовал в I Семинаре молодых писателей Урала, Сибири и Дальнего Востока. Автор зарекомендовал себя, в том числе, как литературный критик. Его стихи, рецензии, эссе, литературоведческие и критические работы, помимо многочисленных омских изданий, печатались в журналах «День и Ночь» (Красноярск), «Волга-XXI век» (Саратов), «Молодежная волна» (Самара), в московской газете «Интеллигент», интернет-журналах «Лиterraтура» и «Пролог».

Что касается собственно стихов, то провести «магистральную» тему творчества Игоря Хохлова достаточно непросто. Все четыре сборника, которые он выпустил, были не похожими друг на друга. Если вторая книга стихов «Единение» пронизана темой малой Родины и детства, ощущением причастности к истории Сибири и величию природы омского севера, то третий сборник «А искренность – угловата…» получился резким и болевым. Он передавал настроения эпохи, порой бездушной и циничной, рассказывал о несовершенстве и неустроенности окружающего мира, в котором поэты, как правило, оказываются «за бортом». Но именно за книгу «А искренность – угловата…», вышедшую в 2013 году, Игорь Хохлов был удостоен звания лауреата литературной премии имени Ф.М. Достоевского.

Новая книга поэта, изданная, кстати, на средства государственной стипендии Российской Федерации, получилась более зрелой и философской, полностью лишенной публицистичности и «диагнозов» времени. Пожалуй, это стихи современного молодого думающего и сомневающегося человека, романтика, попавшего в неромантичное время. Через детали, бытовые зарисовки, случайно услышанные и записанные слова, нарочито скупые, но точно смешанные краски вырисовываются характеры героев и антигероев времени, обывателей, «хозяев жизни» и аутсайдеров. Тема одиночества поэта в толпе, поиск ответов на вечные философские вопросы – все, что было в предыдущей книге, есть и в новой. Но интонации заметно отличаются: это не меланхолия без просвета, а светлая грусть и надежда, но самое главное – в этой книге чувствуется уверенность автора в собственном предназначении, в выбранном, пусть непростом, пути.

Игорь Хохлов не стремится поразить читателя необычной формой, сложными языковыми конструкциями, свойственными постмодернизму словесными кружевами, за которыми нередко теряется глубина мысли. Напротив, в его стихах минимум экспериментов, точные эпитеты и детали, ориентация на классические размеры. Не случайно, по-видимому, среди близких поэту авторов – Сергей Гандлевский, Денис Новиков, Борис Рыжий. Современные литературоведы зачастую обращают внимание на связь этих, безусловно, самостоятельных авторов.

Людям, знающим о современном литературном процессе, лишь понаслышке, со стороны может показаться: нашел человек увлечение, выпускает книжечки, а на самом деле никому, кроме него самого, это не нужно. Скептики заметят, что у нас классиков-то не знают, не то что новоиспеченных авторов. И противопоставить что-то таким суждениям будет сложно: действительно, тропа, по которой идет любой современный поэт, если он не оказался на коммерческой волне или в молодежной струе, очень узкая, и попадают на нее единицы. Но презентация Игоря Хохлова, отзывы пришедших на нее гостей, а также коллег-литераторов показала, что люди, которым близко его творчество, все же есть. Поэту, в свою очередь, очень дороги его немногочисленные читатели.

МНЕНИЕ

Игорь Егоров, член Союза российских писателей, главный редактор альманаха «Тарские ворота» и журнала «Иртышъ-Омь»:

- С первых же страниц сборника Игоря Хохлова «Вдох продолжает выдох» стихи завораживают, ощущается магия поэзии, которая не отпускает до конца книги. Поражает неординарность поэтического мышления автора, его образная система, многомерность его мировосприятия. И в такой многомерности проявляется яркое полифоническое звучание нового сборника автора. 

* * *

Когда заржавлены ключи,

замки не поддаются,

ты понапрасну не кричи,

на мир не вздумай дуться.

 

Ведь в этом есть особый шарм –

преодолеть преграды,

а хватит ли тебя – ты сам

не знаешь. Знать не надо,

 

а нужно двигаться, пока

вдох продолжает выдох:

держись, пусть ноша нелегка,

не подавая вида.

 

А слава и т.д., т.п. –

для нервных декадентов,

шагать – тебе, и жить – тебе,

не требуй дивидендов.

 

Когда, казалось бы, пути

запутаны донельзя,

ты не переставай идти,

себе, мой друг, доверься.

 

Я к равнодушию привык,

несправедливость знаю,

но к подотряду горемык

себя не причисляю.

 

* * *

 

В год смерти Сталина мой дед

юнцом четырнадцати лет

был – дрался лихо на Оми

зимой, тайком в кулак дымил.

 

Искра во взгляде – ой, лукав!

И улыбается слегка,

и на него я – да, хорош –

так удивительно похож.

 

Представлю: двор, казённый класс,

чеканка шага, мыслей, фраз,

и дед – в каком-нибудь пальто,

и серый школьный коридор...

 

Представлю: ранняя весна...

Весна ли? Снега белизна!

По снегу – хруст через года –

идёт мой дед ко мне сюда.

 

...И вздрогнул Омск,

                      как весь Союз,

когда... Не сдерживая слёз,

наверно, и мой дед стоял,

ушанку старую сжимал

 

в руке одной, в другой портфель

держал, молчал,

                   как все, скорбел.

Юнец четырнадцати лет,

ты знал, что будет или нет?

 

Да вряд ли знал, и молот-серп

хранил ты в сердце, как и все,

ведомый вечным Ильичом,

но понял многое – потом…

 

Все рейтинги

Какое направление для отдыха вы выберете этим летом?

Всего голосов: 352
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru