3109 0 28-10-2015

Новые вершины Вероники Шелленберг

Вероника Шелленберг

Современная литературная жизнь нашего города неразрывно связана с именем Вероники Шелленберг – по нынешним меркам молодого, но давно уже именитого поэта, художника, драматурга, редактора, а с недавних пор еще и инструктора по туризму. Профессиональный литератор (она окончила Литературный институт им. Горького), Вероника соответствующим образом относится к своему призванию и дару. Ее деятельность – наглядное подтверждение мудрости о том, что талантливый человек талантлив во всем.

Чудеса «недальнего Востока»
В жизни каждого человека есть события, после которых он коренным образом пересматривает взгляд на мир. Хорошо, если они связаны с чем-то положительным и мотивирующим. Для Вероники Шелленберг, имя которой часто появляется на страницах омских газет, журналов и сайтов, таковы путешествия на Алтай – наш «недальний Восток». Хотя это даже не путешествия – а паломничества, приобщение к вековым тайнам России и Сибири, которые во многом определили лирику поэта последних лет. Вот как рассказывает об этом сама Вероника:

«Лет десять назад я взяла в руки весло, и начала сплавляться по горным рекам, потом увлеклась конными походами. И сделала свое увлечение профессией: окончив специальные курсы, стала инструктором по туризму. Может быть, это прозвучит громко, но я не представляю жизни без Алтая. За летний сезон провела шесть конных походов к Белухе.  Да, это трудная работа, но потрясающе интересная! К тому же, активный и здоровый образ жизни благотворно влияет на творчество, проверяет личность на прочность, преображает. Разве не счастье – идти на коне сотни километров, встречать рассветы в горах, подниматься на перевалы, а потом написать об этом?..»

Алтайскими тропами

Величие природы на холсте
Стоит отметить, что первое образование Вероники, полученное еще до поступления в Литературный институт, – художественное. Время от времени она возвращается к изобразительному искусству: пишет картины маслом, графически оформляет книги своих друзей-литераторов. Достаточно «урожайным» на пейзажи оказался 2015 год.

«Несколько картин, посвященных Алтаю, я написала в мае, сразу после похода, - рассказывает Вероника Шелленберг. – Так меня поразил розовый маральник на берегах Аргута и Катуни! Затем несколько работ сделала в августе-сентябре. Можно сказать, спрыгнув с седла, сразу же взялась за кисть. В Омске я часто пишу с натуры: когда зацветают яблони и сирень, беру этюдник, выхожу на Волочаевскую, запечатлеть цветущий миг. Мне хочется показать красоту и гармонию природы, будь то уютный дворик с сиренью или величественная Белуха. Думаю, это моя главная цель как творческой личности».

В сентябре этого года в библиотечном центре «Культура Омска» открылась персональная выставка Вероники Шелленберг. Посетители могли познакомиться не только с живописью, но и с поэзией автора: картины были представлены в сочетании со стихотворениями. На выставке можно было увидеть как совсем новые работы, так и те, которые выдержали проверку временем. На открытии побывало немало ее коллег-литераторов, художников, а также любителей искусства.

На выставке в библиотечном центре "Культура Омска"

Без слова нет театра
Талант драматурга в Веронике Шелленберг открыл известный омский актер и режиссер, художественный руководитель «Театра живописи» музея им. М. А. Врубеля Николай Михалевский. Началось все с того, что Николай Иванович предложил Веронике расширить короткую пьесу Сергея Козлова «Новогодний поросенок» и написать тексты песен к ней. В итоге получился замечательный спектакль для детей, который в течение трех лет шел на сцене омского ТЮЗа в канун новогодних праздников. Сейчас в репертуаре «Театра живописи» пьеса Шелленберг «В чем секрет волшебства», созданная по мотивам русских народных сказок. С одинаковым интересом ее смотрят зрители всех возрастов.

«Сказка о Снежной королеве» - новая версия известной истории Андерсена – написана Вероникой специально для Северного драматического театра им. М. А. Ульянова. За эту драматургическую работу Шелленберг стала финалистом III Международного конкурса на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия». В этом году спектакль снова приедет в Омск – радовать маленьких зрителей и их родителей.

О своих успехах на театральном поприще Вероника говорит так: «Драматургии я учусь на практике, и мне необычайно везет с режиссерами-постановщиками. Это удивительные люди, профессионалы в своем деле: Николай Иванович Михалевский и Константин Викторович Рехтин, художественный руководитель Северного драматического театра. Я благодарна им! И я только в начале пути. Драматургия – самое сложное и высокополетное искусство».

Работа над пьесами отличается от работы над стихотворением или прозой. Сложность драматургии в том, что автор как бы вживается в несколько персонажей, каждый из которых должен обладать своим неповторимым характером, быть интересным и запоминающимся. В настоящее время Вероника работает над двумя новыми проектами, содержание которых пока оставляет в тайне.

Путь от дебютанта к мастеру
Первый свой сборник Вероника выпустила в 1998 году. Тоненькая книжечка небольшого формата «Если б не ты…» стала большим дебютом – за нее автор получила областную молодежную литературную премию им. Достоевского. Позже выходили книги «На языке огня», «Сны на склоне вулкана», «Под присмотром орла» и другие. Стихи и эссе Вероники печатаются во многих российских литературных журналах и альманахах, ее узнаваемая манера творчества известна не только в Омске, но далеко за его пределами. Сейчас автор готовит новую книгу. О чем она – узнаем по выходу в свет.

В этом году свой первый скромный юбилей – пятилетие – отмечает омский региональный семинар молодых писателей «ПарОм (Параллельный Омск)», у истоков которого стояли Вероника Шелленберг и поэт Андрей Ключанский. За это время в семинаре поучаствовали более ста авторов. Лучшие произведения семинаристов опубликованы в альманахе «Складчина», а также в коллективных сборниках. Всегда требовательный, а подчас и строгий мастер, Вероника Шелленберг заинтересована в том, чтобы омская литературная когорта пополнялась новыми именами. Ее энергетика, тотальное включение в процесс разбора стихов, внимание к мелочам (сказывается редакторский опыт!) и умение видеть картину в целом не только подхлестывают молодежь, но и являются мощным стимулом для движения вперед, творческого развития.

МНЕНИЕ

Александр Лейфер, председатель Омского отделения Союза российских писателей:
- Вероника – художник разносторонний. Она занимается не только литературой, но и изобразительным искусством. И живопись влияет и на собственно литературное творчество. Она продолжает писать стихи и пробует себя в прозе. Последняя вышедшая книга Вероники – тому подтверждение.

 

АЛТАЙСКИМИ ТРОПАМИ

Я встаю со словами: «Доброе утро, мир!»
Оживляю костер, пока остальные спят.
Рядом бродят кони: Каря, Зигзаг, Эмир, –
на рассвете
                           каждый из них крылат.

Я сама – летаю… и, вскакивая в седло,
на вершины глядя, читаю я «Отче наш».
А под кровлей-крышей, молиться не так светло,
а светло и ясно – дорогою на Акташ.

Оговорка вышла: «Снег наш насущный дай!»
След в снегу оставили Каря, Эмир, Зигзаг…
Это – май! Цветущий, солнечно-снежный май,
рододендрон розовый… Коршуна хищный знак –

всем зверушкам прятаться… жарка весны страда.
Вот и снег скукожился, кони вспотели аж
заблестели розово – как в райском саду – стада…
И цветы осыпались дорогою на Акташ…

***

Весна продолжается, календарю вопреки –
весна поднимается в горы.
На уровне снега так ярки оранжевые жарки,
фиалки,
синие водосборы…

Среди разнотравья теряется без следа
тропа, как в стоге сена – булавка,
в Красной книге закладка… это же – да!
Корень маралий, родиола морозная, горечавка…

Я и слов-то не знала таких – повезло
с проводником, конём, и дорогою… всё – не случайно.
Может быть, надо мной аргамака мелькнуло крыло?
Тайна!

Может быть, я, подобно весне, завершила дела
на равнине… всё городам сказала?
Встречный ветер крепчает… конь грызёт удила…
что там,
с той стороны
перевала?

СНЕЖАНКА (стихи для детей)

Не еду на теплое море – не жалко!
Меня ждет лыжня через лес и снежанка.
    Все знают – лыжня – это лыжам дорога,
    А что же снежанка? Почти что берлога,
Которую с папой и мамою строю –
Сугроб самодельный с глубокой норою.
    А бабушка дома запричитала:
    «Зачем из кровати, из-под одеяла
Ребенка достали и в снег запихнули!»
Под снегом тепло, ты не бойся, бабуля!
    В хорошей снежанке, да с мамой и с папой,
    Я сладко уснул, как медведь косолапый,
А утром я сам откопался наружу,
И зайчика след на снегу обнаружил.
    А снега так много! Он белый, он чистый,
    На лапах еловых – пушистый, лучистый,
До самого неба снег блещет на солнце,
Я в нем утопаю, а папа смеется:
    «Такой красоты в городах не бывает!»
    И лыжи охотничьи мне надевает.
И вот мы идем через лес, через поле.
И нет никого, и такое раздолье!
    Я – первопроходец, полярник отважный.
    Мне тяжко и трудно, но это не важно!
Не все полюса на планете открыты –
Я – Амундсен где-то в снегах Антарктиды!

***

В который раз 
всё заново начни, – 
карандаши цветные 
очини. 
Очнись, душа! 
Цветущий этот вид – 
цветущий миг – 
он не повременит. 

Рисуй, рисуй 
зазеленевший зной, 
(ещё в тени 
не спрятаться резной) 
тот первый жар, 
весенне-летний чад, 
где леденеет 
яблони свеча. 

Она плывёт, 
и в сумерках видна… 
И облетает 
медленно она 
куда-то вверх, 
в открытый синий цвет, 
такой простой, 
что проще – просто нет. 

И в невесомости, 
прохладны и легки, 
летят, летят, 
мерцая, 
лепестки. 

***

Этой ночью туман 
постелил мне 
сырую постель, 
я продрог до костей, 
я скорее коня оседлал. 
Согревает тропа, 
крутизна, 
перевал Сарыбель, 
заостряет рассвет 
серебристую линию скал. 

Тяжко дышит мой конь, 
осторожно карабкаясь ввысь, 
хищно коршуны кружат 
внизу, 
под обрывом Скынчак. 
В жар бросает тропа, 
лишь коню доверяй 
и молись… 
Жизнь прекрасна в пути – 
с каждым шагом 
я чувствую так. 

Нет ни прошлых забот, 
ни любви, что меня предала, 
я с собой не возьму 
этот груз, тяжелее свинца. 
Ждёт меня Уч-Сумер – 
высока, непорочна, бела, 
и тропа, и тропа, 
у которой не будет конца. 

______________________ 
Уч-Сумер – трёхглавая (алт); так местные жители называют Белуху. 

Фото из архива Вероники Шелленберг

Ключевые слова: Новые вершины Вероники Шелленберг, поэта, художника, драматурга, редактора, а с недавних пор еще и инструктора по туризму, конные походы, путешествия на Алтай, мотивы лирики Вероники Шелленберг последних лет, природа в художественном и поэтическом творчестве, выставка в библиотечном центре «Культура Омска», драматургия Вероники Шелленберг, художественный руководитель «Театра живописи» музея им. М. А. Врубеля Николай Иванович Михалевский, «В чем секрет волшебства», Константин Викторович Рехтин, художественный руководитель Северного драматического театра, финалист III Международного конкурса на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия», сборники Вероники Шелленберг, омский региональный семинар молодых писателей «ПарОм (Параллельный Омск)», работа с молодыми авторами, стихи Вероники Шелленберг, Александр Лейфер, председатель Омского отделения Союза российских писателей
Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 13
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru