1901 1 15-04-2015

«Время без людей творческих – застой»

Вячеслав Котельников

Седьмого апреля исполнилось 70 лет Вячеславу Котельникову, известному изобретателю, руководителю научно-технического центра «Бета» ПО «Полет» – филиала ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Автор более 60 изобретений, Вячеслав Котельников и сегодня продолжает многоплановую изобретательскую деятельность. В честь юбилея Вячеслав Иванович дал интервью «Домашней газете» о сегодняшней оборонке, кадрах, политике и многом другом.

– Вячеслав Иванович, вся ваша трудовая деятельность связана с заводом «Полет», где вы прошли путь от токаря до руководителя научно-технического центра. Какие возможности в то время открывало предприятие молодому сотруднику?

– Тогда это было крупное государственное оборонное предприятие – Омский авиационный завод. Для того чтобы выполнять задачи государства, была отлажена система подготовки кадров, на территории завода существовала школа, техникум, филиал института. Поддерживалось рационализаторство и изобретательство. Если человек может применить свое творчество, а у человека есть только две страсти – творчество и любовь, он доволен жизнью. А если идеи есть, но они не воплощаются, это, безусловно, влияет.

– Технические профессии и научная деятельность были одними из самых престижных, но с упадком был потерян большой штат специалистов. С кадрами по-прежнему тяжело. В чем, на ваш взгляд, проблема?

– В 90-х наука и промышленность планомерно уничтожались. А сейчас популярна идея, что за станок в миллион долларов можно поставить человека с улицы. Такой работник все делает примитивно, не использует весь потенциал оборудования, и руководство даже не догадывается, что его производительность в два раза выше. А мастерами ставят выпускников института. До 95-го года каждый второй за станком имел высшее образование, это делало мышление системным. Далее работника направляли на сборку, испытания, сварку, а уж потом только аттестация и повышение до мастера. Если на производство попадает случайный человек, то нарушается технологическая дисциплина, качество работы падает, отсюда проблемы в космической отрасли.

– В том, что ракеты падают, виноваты рабочие?

– Рабочий – это часть слаженного «оркестра», где один из основных дирижеров – военпред. Последние аварии на Байконуре, например, почему произошли? Стружка попала, датчик не так стоял. А это говорит о том, что где-то в цепочке был убран дополнительный контроль. В свое время Сердюков практически ликвидировал независимую военную приемку. А это была последняя инстанция. «Профи» пропускали только то, что должно быть, потому что знали: если что-то произойдет, лишат погон, звания – всего. Вопрос надежности в авиации и космонавтике на первом месте, а это качество каждой детали.

– В девяностых вы вдруг оказались в политике. Как это случилось и что удалось сделать в тот период?

– Коллектив «Полета» поддержал меня на выборах Верховного совета. Это были первые демократические выборы, я выиграл из двенадцати кандидатов. С 1990-го по 1995 год был членом комитета Верховного совета по науке. Когда ликвидировали госзаказ, я собрал небольшую группу людей, чтобы понять, куда двигаться дальше. И мы решили предложить производить самолет для условий Севера  –АН-74. Я встретился в Киеве с генеральным конструктором самолета, председателем ВПК, президентом, представил все выкладки. Это был 91- 92-й год, все разваливалось, и мы были единственным во всей стране заводом, которому дали деньги и возможность перестроить производство с ракет на самолеты. На заводе я был назначен руководителем НТЦ «Бета». Потом меня избрали в первый созыв Законодательного собрания Омской области.

– Над чем вы трудитесь сегодня? Какую из последних работ вы бы выделили?

– В данный момент запатентована и сертифицирована система спасения «Шанс», изготовлена установочная партия. Это устройство для самоэвакуации с высотных зданий людей во время пожара. Устройство представляет собой стакан с несгораемым тросом внутри. На корпусе четыре картинки – шаговая инструкция, которую может выполнить любой человек. Нужно дернуть ручку замка крышки, установить крепления на теле и руках, зафиксировать трос, к примеру, на батарее и легко спуститься вниз с комфортной скоростью. Помимо социальных задач, устройство предназначено для десантирования военных в Арк­тике, горах и пустыне.

– Пожары сегодня – явление нередкое, спасаясь, люди выпрыгивают с верхних этажей зданий. Почему бы не запустить массовое производство изделия?

– Еще в 2006 году я запустил рекламу «Шанса», и со всего мира посыпались заявки на 200 тысяч – полтора миллиона штук. И только одна была из Питера – человек по­просил себе домой. Устройство недорогое. Бизнесу нужно лишь получить права на разработку и вложить немного денег в производство. В Омске частный завод изготовил партию. Сейчас ведутся переговоры о создании совместного производства с Китаем, идет переписка с филиалом ГУНИД МО РФ в Новосибирске.

Есть другая система – предназначенная для заброса спасательных средств или вооружения на расстояние или высоту. Сейчас завершается работа и идет патентование детонационного двигателя для вертолетов. Остальные текущие работы связаны с новыми элементами модульных вертолетов, новыми видами вооружения, с РН «Ангара». В перспективе это наиболее востребованная во всем мире ракета для запуска и выведения на орбиту космических аппаратов. Сейчас отрабатываются технологии, ведь добиться стабильности и предсказуемости качества не менее трудно, чем создать и спроектировать ракету.

– Сегодня много говорится о возрождении ВПК. Однако пока больших подвижек не заметно. Вы как считаете?

– Медленно, по крупицам, но возрождается. Уже намечаются некоторые положительные тенденции. Молодые люди, которые приходят к нам, родились в конце перестройки или после, многого насмотрелись. Они чувствуют, что началось движение вперед, власть, хотя и робко, повернулась лицом к людям, к науке. Молодежь «Полета» часто приходит ко мне со своими идеями. Появился интерес к изобретательству, блеск в глазах, азарт. Это радует. Потому что, если нет людей творческих – это застой. У людей  есть ощущение: это моя страна. А когда до 2000 года был политический и экономический развал, люди были растеряны, десятки тысяч уехали за границу. Сейчас некоторые возвращаются.

Советское время принято ругать. Но вспомните, как была организована оборонка. Когда завод эвакуировали в Омск, через три месяца уже выпустили первый самолет. Потом делали первый, самый лучший бомбардировщик Второй мировой войны – ТУ-2. Потом первый реактивный гражданский самолет – ТУ-104, потом ИЛ-28 – лучший штурмовик послевоенного периода. Потом ракеты. Космос-3М – самая надежная ракета в мире, записана в Книгу рекордов Гиннесса. Суверенитет страны восстанавливается. Почему Запад сейчас обозлился на нас? Там были уверены, что суверенитета у нас не будет и всеми нашими богатствами можно будет пользоваться. При всей сложности надо отдать должное, что деньги выделяются на оборонку, гражданскую продукцию, импортозамещение. Если еще десять лет продлятся санкции, мы будем самодостаточны.

ДОСЬЕ «ДГ»

Вячеслав Иванович Котельников после школы и техникума работал токарем, расточником, бригадиром, шефом-наладчиком обрабатывающих центров. Автор «Гибкой производственной системы» (ГПС) на базе пяти станков ИР-800МФ-4, внедренной на ПО «Полет», что обеспечило режим многостаночного обслуживания и безлюдную технологию. Эта разработка В. И. Котельникова победила на Всесоюзном конкурсе лучших проектов ГПС и была представлена на соискание Государственной премии Министерством общего машиностроения СССР. Народный депутат РСФСР (1990-1993). Депутат Законодательного собрания Омской области (1994-1998). Награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медалями «Ветеран труда», «Лучший изобретатель отрасли».

МНЕНИЕ

Ринат Ахунов, инженер-программист:
- Будучи увлеченным и опытным специалистом, Вячеслав Иванович всегда готов поддержать обратившегося к нему как профессиональным, так и личным советом. Меня всегда вдохновляла его бескорыстная заинтересованность в разработке чужих проектов, готовность помочь молодым специалистам. Нестандартный подход к решению проблем часто встречает непонимание, что не мешает Вячеславу Ивановичу оставаться собой - открытым, доброжелательным, целеустремленным. Я думаю, что Вячеслав Иванович является редким представителем инженеров-разработчиков, благодаря деятельности которых может появляться нечто принципиально новое - будь то средство вооружения или спасения человека. И я надеюсь, что его примеру последуют хоть и немногие, но столь же достойные специалисты, инженеры и разработчики.

Фото Андрея Поповича

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 14
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru