2943 0 29-10-2014

Сергей Плисов: «На рынке УК останутся профессионалы»

Сергей Плисов

Если судить по количеству звонков в редакцию «Домашней газеты», тема ЖКХ больше других волнует омичей. По нашим наблюдениям, она опережает даже транспортную проблему и политические скандалы в регионе. Бездействие управляющих компаний – одна из частых жалоб наших читателей. Омичи ведут настоящие баталии с коммунальщиками, те, в свою очередь, обвиняют во всем самих жильцов, не сумевших договориться между собой. Первого сентября вступил в силу Закон «О лицензировании управляющих компаний». Предполагается, что он урегулирует отношения собственников и УК и заставит игроков рынка работать честно. О том, как будет проходить лицензирование, мы побеседовали с начальником Государственной жилищной инспекции Омской области Сергеем Плисовым.

Этажи жалоб
– О непростых взаимоотношениях собственников и управляющих компаний говорится уже давно, и на лицензирование сегодня возлагаются очень большие надежды в решении многих проблем. Сергей Владимирович, действительно ли это так? И как скоро омичей ждут перемены?

– Управляющие, или обслуживающие, компании – это самый большой вопрос, я бы сказал, государственный. Оставаться на том же уровне, что у нас сегодня есть, просто нельзя. Никаких рычагов воздействия на управляющие компании, за исключением мер надзора и контроля, у Жилинспекции не было. Работа органов местного самоуправления оставляет желать лучшего. Отдав все управляющие компании в частные руки, они самоустранились от участия в их деятельности. В других субъектах РФ ситуация выглядит иначе, и только в Омске органы местного самоуправления не имеют своего присутствия ни в одной УК. Рычаги были упущены в самом начале, и теперь мы пожинаем плоды.

Несмотря на то, что закон о лицензировании рождался крайне тяжело и у него были противники, во втором чтении он был принят, 1 сентября вступил в законную силу.
До 1 мая 2015 года все компании обязаны будут получить лицензию. В противном случае они окажутся вне закона.

– Есть ли гарантия, что компания, получившая лицензию, уже не будет бездействовать?

– Данный закон позволяет нам применять к управляющим компаниям те санкции, при которых недобросовестная организация просто не сможет устоять на рынке. Естественно, рубить с плеча мы не будем, ведь в ряде муниципальных районов работает всего лишь одна УК, и, не дав ей лицензию, мы рискуем оставить жильцов ни с чем.

– Ваши проверки по обращениям, как правило, подтверждают правоту жильцов?

– Не всегда. Другой раз жалоба поступает из личных амбиций жителя, иногда – чтобы навредить соседу. В любом случае мы обязаны на нее реагировать – проводить инспекторскую проверку, обследовать помещение. Нередки случаи, когда жалоба не имеет оснований.

По закону собственники не только несут бремя затрат на содержание имущества, но и обязаны им управлять, и они должны очень четко это понимать. Нам поступают обращения, что УК ничего не делает, компания как может защищается. Например, в доме протекает крыша, нужен капитальный ремонт. Инспекторы выезжают на место, приглашают УК, собственников, представителей местного самоуправления, Минстроя, прокуратуры, анализируют ситуацию. Очень часто оказывается, что многие жители не оплачивают счета за содержание жилья. При этом есть мнение, что ремонт крыши нужен жителям верх­них этажей дома, ремонт подвального помещения – жителям первых этажей, а остальных это не интересует. А управляющей компании, прежде чем начать ремонт, необходимо решение общего собрания собственников. Вот и приходится мирить руководителей и жильцов.

Другой вопрос – каким образом расходуются средства на содержание многоквартирного дома. Нередко финансовый отчет УК показывает, что средства были потрачены не по назначению.

Не обслуживать, а управлять
– Порядка 80% омских домов заключили с УК договоры обслуживания. Сейчас им нужно вновь идти на поклон к собственникам и заключать договоры управления?

– Да, будет работать только договор управления собственностью. К сожалению, у нас дома, как мячики, прыгают из одной УК в другую. В любом доме может найтись человек, который, преследуя свои финансовые интересы, начинает настраивать и будоражить народ, инициируя смену УК. Мы проводили расследования, в ходе которых выяснялось, что молодые люди за 30-50 тысяч рублей решали вопрос по протоколу общего собрания. Все расписывались, и управляющая компания ничего не могла сделать. Зачастую переходили с уменьшением платы, и только потом жильцы осознавали, что невозможно предоставлять услуги за 5 рублей, которые до этого стоили 10 рублей.
В результате дом не получал должного обслуживания.

– Чем же так удобно непо­средственное управление, если УК массово переводили дома, используя порой не самые честные методы?

– Управляющие компании заключали договоры обслуживания. Непосредственное управление, согласно последним изменениям в Жилищном кодексе, возможно лишь в доме до 16 квартир.

А чем это хорошо? Большую роль здесь сыграло Постановление правительства РФ № 731 по раскрытию информации, которое предусматривало прозрачность деятельности, в первую очередь в отношении финансовых средств. За невыполнение обязательства применяется самое большое административное наказание, которое только может быть для УК. Второй немаловажный момент – это расчет с ресурсными компаниями. Если имелась задолженность, поставщик мог в судебном порядке взыскать с УК средства за ресурсы, независимо от того, в полном объеме жильцами внесена плата или нет. Это самый больной вопрос, и в связи с ним ряд компаний стали переоформляться в обслуживающие организации. При этом, добавлю, компании часто не собирались отказываться от ранее положенных им средств. Ведь, согласно договору управления, УК забирала себе 20% оплаты, а при переходе на обслуживание она уже не имела права на эти деньги, хотя и выполняла тот же набор услуг.

Все по договору
– Как сейчас вести себя тем собственникам, которые не смогли найти общий язык со своей управляющей компанией?

– Я бы рекомендовал жильцам найти понимание с управляющими компаниями, перезаключить договор управления, прописать в нем все наиболее важные моменты и не подходить к процедуре формально. При заключении договора с управляющими компаниями рекомендую собственникам использовать приказ Минстроя России от 31 июля 2014 года № 411.

– То есть это будет стандартный договор, где уже не будет никаких подводных камней?

– Именно так. Хотя со стороны управляющих компаний, возможно, будет противостояние. Я не хочу сказать, что договор для них окажется кабальным, мы и так при лицензировании ставим довольно жесткие рамки. Но коммунальщики должны понять, что если они остались на рынке, то будут трудиться по закону и выполнять все требования от «а» до «я». А не так, как это нередко бывает: «урвал, обанкротил и исчез». На данном рынке останутся профессионалы, которые будут уважать не только собственников жилья, но и друг друга. Многие компании уже неплохо себя зарекомендовали.

– Что будет отражено в договоре?

– Образец договора размещен на сайте Жилищной инспекции – gzhi.omskportal.ru. В нем прописаны все наиболее важные моменты. Это требования к УК, порядку оказания услуг, условиям проведения капитального ремонта, размеру платы за содержание и ремонт помещений, описание и состав общего имущества. В любое время они могут на общем собрании принять решение и расторгнуть договор с компанией и заключить с другой.

Два наказания – дом потерян
– Каков механизм проведения лицензирования? Над чем вы работаете сейчас, на начальном этапе?

– Со стороны Государственной жилищной инспекции подготовлены практически все нормативно-правовые акты. Они размещены на нашем сайте. С учетом требований и рекомендаций Минстроя РФ сформирована лицензионная комиссия, куда вошли двенадцать человек. Это очень авторитетные профессионалы: работники СРО, некоммерческих партнерств, представители ЖКХ-контроля, Общественной палаты, органов власти, депутаты Зак­собрания, горсовета. Окончательный состав комиссии будет утверждать губернатор.

– Как будет проходить квалификационный экзамен для руководителей?

– В режиме компьютерного тестирования в течение двух часов нужно будет ответить на вопросы по жилищному и трудовому законодательству, по техническим и экономиче­ским аспектам ЖКХ. Каждый получит индивидуальный набор тестов. Количество попыток не ограничено, но сдать тест и получить лицензию необходимо будет до 1 мая 2015 года. Получение квалификационного аттестата – одно из лицензионных требований, как и отсутствие информации о дисквалификации должностного лица УК и отсутствие у него судимости.

Приложением к лицензии станет перечень домов, где работает УК. Согласно законодательству, если в одном доме управляющая компания допустила нарушения и получила два административных наказания, мы вправе отстранить ее от управления конкретным домом.

– Какой должна быть материально-техническая база УК?

– Требования к материальной составляющей не прописаны, и возможно, не будут. Но если у компании нет аттестованных рабочих, базы, то она будет выглядеть как посредник, который нанимает профессионалов. В результате повысятся затраты и все издержки лягут на плечи собственников. Это никому не нужно, и такая УК просто не сможет работать.

Вопрос ребром
– Насколько готовы компании к лицензированию? Сколько, по вашим прогнозам, останется на рынке?

– У нас в регионе 123 управля­ющие компании. Сейчас делать прогнозы довольно сложно. Даже если ряд недобросовестных компаний пройдет лицензирование, они не смогут осуществлять свою деятельность и все равно уйдут с рынка. Возможно, процедура лицензирования сократит количество управляющих компаний на 30%.

Первого августа мы участвовали во Всероссийском совещании, где было рекомендовано в ходе лицензирования уделить внимание задолженности управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. На сегодня у ряда УК она довольно приличная, что они объясняют несвоевременной оплатой собственников. Сейчас им нужно над этим поработать.

Кроме того, я немного забегу вперед, рассматривается вопрос по расщеплению платежа. За поставку ресурса плата напрямую будет уходить поставщику. На счете УК останутся только средства за ремонт и содержание жилья. Дело в том, что со стороны поставщиков есть опасение, что данные средства несвоевременно оплачиваются компаниями.

– Насколько закон о лицензировании расширил полномочия Жилищной инспекции?

– С одной стороны, это серьезный рычаг, а с другой – нам важно, как я уже отмечал, не перегнуть палку.

К тому же не нужно забывать о 864 домах в Омске, где не выбран способ управления. Вопрос с брошенными домами обсуждается третий год. Как правило, это дома по 12 -16 квартир, часть из них признаны ветхими и аварийными. Их подготовили к отопительному сезону, но тот минимальный перечень услуг, который им предоставляется, недостаточен. Если раньше мы подходили к вопросу снисходительнее, то теперь вынуждены ставить его более жестко.

– Каким вы видите будущее рынка УК? Чего еще ему не хватает?

– Прежде всего профессиональным. Если говорить обо всех требованиях, которые предъявлялись ранее, то и тогда можно было навести порядок. Но нам одним крайне сложно. Органы власти тоже не должны бездействовать. Однако некоторые чиновники считают, что проблемы не входят в их компетенцию. Спрашивается, зачем тогда занимать это место, если вы не можете помочь жителям? Нежелание работать и отсутствие ответственности у ряда руководителей – это еще один момент. Нужен единый кулак, никто не должен быть равнодушным. Если мы постараемся найти взаимопонимание и с жителями, и с руководителями УК, и с органами местного самоуправления, тогда у нас все получится.

ДОСЬЕ «ДГ»

Сергей Владимирович Плисов

Родился 18 марта 1964 года в Горьковском районе Омской области.

В 2001 году окончил Омскую государственную академию физической культуры.

Свою трудовую деятельность начал в 1982 году слесарем на ПО «Полет». В 1982 году призван в ряды Советской Армии. В 1984 году, демобилизовавшись, вернулся на ПО «Полет», где проработал до 1986 года. С 1986 года по 2008 год проходил военную службу по контракту в ФСБ России на офицерских должностях.

С 2011 года по 2012 год – ведущий экономист казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Омской области». 4 апреля 2013 года назначен на должность начальника Государственной жилищной инспекции Омской области.

Имеет государственные награды: юбилейную медаль «70 лет Вооруженных сил СССР», медали «За отличие в военной службе» II, III степени, медаль «За отвагу».

Уважаемый читатель!
Свое мнение Вы можете высказать по телефону 21-55-65.

Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 76
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru