3135 0 23-10-2014

Нелегалы песчаных карьеров

Загадки крушения теплохода "Полесье" остались

НПО «Мостовик» через суд собирается добиться переноса даты ввода Красногорского гидроузла. Вместо декабря 2014 года руководство предприятия просит сдвинуть сроки сдачи объекта до ноября 2018 года. Напомним, что возведение гидроузла началось в 2011 году с целью спасти Иртыш от обмеления, официальной причиной которого наши власти называют строительство Китаем канала в верхнем течении реки. Амбициозный проект экс-губернатора Леонида Полежаева включен в федеральную программу празднования 300-летия Омска. Однако, как утверждают экологи, последствия «стройки века» могут оказаться катастрофическими, и причина падения уровня реки на самом деле в бесконтрольной добыче песка, которая десятилетиями шла в черте города. «Домашняя газета» решила поднять эту тему, о которой, как оказалось, «наверху» предпочитают молчать.

Со дна достали
Об обмелении главной водной артерии Омского региона говорят уже давно. Тревогу о состоянии Иртыша ученые забили еще в 80-х годах. Крупномасштабное исследование новосибирских экологов показало, что дно Иртыша значительно углубилось и вода проложила себе путь в подземные горизонты. Причиной называлась именно добыча песка в черте города, на котором строились кварталы Левобережья, поселок Черемушки. В 1983 году безвозвратный намыв песка в пределах города был ограничен. Границы «запретной зоны» простирались от деревни Новая Станица до поселка Берегового, позднее, в 1986 году, они были расширены от Усть-Заостровки до Чернолучья. Однако это распоряжение постоянно нарушалось, и впоследствии на городском песке сооружались набережная у метромоста, микрорайон «Прибрежный» и другие объекты.

Первое десятилетие запрет на добычу песка неукоснительно соблюдался. В 1990-2000 годах на просторах Иртыша прочно обосновался частный бизнес. Песка в пределах города намывали, не зная меры и границ. В те годы представители Росприроднадзора регулярно выезжали по жалобам омичей,
у которых прямо под окнами шла пескодобыча. Это жители Левобережья, поселков Николаевка, Ново-Александровка, Рыбачий. Песочные дельцы следовали простой логике: зачем поставлять материал издалека, если нужные месторождения есть под боком? В разгар строительного сезона тонна песка стоила 160 рублей, в то время как в соседнем Новосибирске – 200-250 рублей.

Среди фирм, уличенных в незаконной разработке недр, в разные годы фигурировали: ООО «Кварта-21 век», «Сибгидромехстрой», ООО «ТД Кварц», ООО «Апатит», ООО «Гидротранссервис», ООО «Прибой», ООО ПК «Затон».

Против течения событий
Говоря о бесконтрольных «промыслах» на Иртыше, следует подробнее остановиться на ситуации вокруг федерального государственного учреждения «Обь-Иртышводпуть». Долгие годы руководство предприятия пригревало на своей груди множество левых фирм, которыми с начала 90-х годов намыты со дна Иртыша миллионы тонн песка. Миллионы рублей за незаконную продажу запчастей и топлива, стоянку посторонних судов проходили мимо счетов предприятия. Задолженность по зарплате перед речниками и по налоговым отчислениям в тот период составила более 20 миллионов рублей. Иртыш тем времен продолжал мелеть. На самом грузонапряженном участке «Тобольск-Ханты-Мансийск» движение флота в летние месяцы останавливалось, а на трансграничном с Казахстаном вообще отсутствовало.

Изменения начались в 2004 году, когда руководителем ФГУ был назначен тогдашний директор Омского речного порта Сергей Овчинников. В первую очередь он указал на дверь коммерческим компаниям.
С его приходом заработали заброшенные цеха, были отремонтированы больше сотни судов. За годы его правления доходы предприятия составили свыше двух миллиардов рублей.

Известный своей борьбой с нелегалами песчаных карьеров, Овчинников тогда перекрыл насосы многим добытчикам стройматериала. Однако именно с его назначением к предприятию стали проявлять интерес правоохранительные органы, чего не скажешь о предыдущих кризисных годах. Так, за 2009 – 2010 годы транспортной прокуратурой и УВД было проведено свыше ста проверок. Поводом для рейдов послужили обращения в надзорные органы работников управления. Как выяснилось в ходе проверок, многие их подписи были подделаны, а сами работники ничего не подозревали о «своих» заявлениях.

Тем не менее, повод убрать с дороги директора ФГУ, судя по всему, нашелся. Прокуратура усмотрела корыстный интерес в покупке учреждением трех самоходных и четырех несамоходных судов. Област­ной Арбитражный суд, а затем и федеральный – Западно-Сибирского округа – признали сделку полностью законной, установив, что суда были приобретены в собственность государства на внебюджетные средства, причем по цене в полтора раза ниже рыночной. Постановление суда вступило в силу в конце 2007 года. Но самое интересное, что спустя два с половиной года –
в июне 2010 года – первый заместитель Генерального прокурора

А. Буксман пересмотрел судебное решение, и началась новая проверка.

В июле 2011 года депутат Ом­ского городского Совета был отстранен от руководства ГУОО «Обь-Иртышводпуть». А в ноябре 2011 года он был признан виновным по двум статьям Уголовного кодекса («Злоупотребление должностными полномочиями» и «Присвоение или растрата») и приговорен к полутора годам лишения свободы условно. Сам Овчинников заявил, что дело было сфабриковано с целью рейдерского захвата предприятия. Всего, по словам экс-директора речного порта, ему пришлось пережить больше десяти уголовных дел.

Кому был не угоден экс-директор?
Дело Сергея Овчинникова имело большой резонанс и даже обсуждалось на федеральном уровне. О нем писала столичная «Новая газета». В 2010 году коллектив предприятия (2700 речников) подписал обращение к президенту, председателю правительства, Генеральному прокурору РФ, в котором говорилось о развернутой против руководства предприятия кампании, и не только. Например, выдвигалось требование провести проверку заинтересованности омского транспортного прокурора в деятельности на территории области флота Республики Казахстан, рассказывалось о незаконном песчаном бизнесе аффилированных с властью структур. «В течение многих лет ставился вопрос о выносе наших предприятий за пределы города, так как прибрежные территории, на которых расположены здания ФГУ и его омского филиала, являются лакомым куском для строительства коттеджей и яхт-клубов», – говорилось в обращении.

Если в 90-е и в первой половине нулевых песок гребли все, кто только мог, то с 2005 года, после передачи в собственность субъектов дна, берегов и островов рек, разрешение на добычу песка начали выдавать регионы. В прессе стали появляться сведения о причастности к добыче песка родственников губернатора Полежаева и его приближенных. Так, согласно реестру от 1 мая 2010 года, право пользования недрами в русле и пойме реки вне конкурса получили фирмы «Сибстрой» и «Сибирская консалтинговая компания». Первая принадлежит сыновьям соратника экс-губернатора Леонида Полежаева, ныне покойного Александра Луппова, вторая – депутату Заксобрания от «Единой России», супругу племянницы бывшего главы региона Владимиру Седельникову.

Часто добыча песка проходила под предлогом дноуглубительных работ, причем именно в 50-километровой охранной зоне города-миллионника Омска. Многие компании даже не обращали внимания на предписания и предупреждения Росприродназора. Впрочем, административные меры, как показывает практика, никогда не были препятствием при зарабатывании денег для недобросовестных бизнесменов. О последствиях для реки, в частности об изменении ее рельефа, спрямлении русла, падении уровня воды, естественно, никто из предприимчивых добытчиков не беспокоился.

Тайны крушения «Полесья»
Как сообщили «ДГ» в Росприроднадзоре, в 2013 и 2014 годах незаконной разработки недр на Иртыше не зафиксировано. Правда, с оговоркой: за то, что происходит ночью и в выходные дни, ведомство не ручается. По нашим сведениям, и по сей день на реке много чего творится. Добычу песка на Иртыше связывают с именем предпринимателя Виктора Филатова. По словам специалиста, изнутри знающего обо всех проблемах реки, но пожелавшего остаться анонимным, «в нормальной стране этот человек давно сидел бы – он уничтожил Иртыш в черте города».

Имя предпринимателя Филатова к тому же фигурировало в расследовании крушения теплохода «Полесье». Напомним, трагедия произошла в августе прошлого года и стоила жизни шести человек. Судно «Полесье» принадлежало Ом­скому речному порту. Сухогрузную баржу, с которой столкнулся теплоход, компания «Пирс» сдавала в аренду ООО «Прибой», которое мы уже упомянули в списке организаций, уличенных в незаконной добыче песка. Ее директором и является Виктор Филатов. Есть вероятность, что предприниматель имеет к крушению корабля не только прямое (столкновение судна с баржей), но и косвенное отношение. Ведь одно из последствий варварского разграбления Иртыша – ухудшение условий для судоходства. И, если верить словам эксперта «ДГ», он был главным действующим лицом в бесконтрольной добыче песка. Не исключено, что причиной крушения теплохода «Полесье» стало, в том числе, то удручающее положение, в котором сегодня находится Иртыш. Как сообщил наш источник, это была одна из версий следствия.

«Сотрудники баржи были нетрезвыми и утверждали, что не работали в это время. Судно шириной шесть метров, а ширина реки – полкилометра. Десять судов могло разойтись, ему никто не мешал, а он шел лоб в лоб. Ни у кого не укладывается в голове. Почему он начал петлять, словно играл со смертью – остается загадкой. Ни на один вопрос капитан «Полесья» не ответил. Могу сказать, что он был связан с этим товарищем (с Филатовым. – Ред.), но следствие не стало раскручивать эту тему. Это останется на совести ребят-практикантов, которые были свидетелями всего происходящего, но промолчали», – пояснил наш источник.

Загадкой является и то, почему Филатов долгие годы безнаказанно орудует на Иртыше. Добавим, что, по неподтвержденным данным, этот человек может быть связан с нынешним губернатором Виктором Назаровым и, как говорят в бизнес-кругах, пользуется его покровительством.

Гидроузел добьет Иртыш?
Даже не специалисту видно, что Иртыш сегодня, так сказать, не в форме. Плюс ко всему сказанному, в последние годы речники, экологи, гидрологи заговорили о возможных последствиях строительства Красногорского гидроузла. Известный эколог и общественник Сергей Костарев называет этот объект убийцей Иртыша. По его мнению, со стороны Китая и Казахстана угрозы обмеления нет. С профессором согласен гидростроитель Василий Фисенко, который проанализировал данные колебаний уровней и расходов воды в Иртыше за 60 лет и выявил, что объем стока Иртыша практически не меняется, а высота его поверхности действительно понижается. Но причина, по его словам, не в стройках Китая и Казахстана, а в выкачке песка в объемах, тысячекратно превышающих восполнение за счет движения донных наносов.

Как прогнозируют эксперты, «стройка века» может привести к замедлению скорости течения и, как следствие, скоплению нечистот и ухудшению качества воды. Мнение о том, что вода в районе водозабора станет непригодной для питья, подтвердило и заключение Новосибирского НИИ гигиены. Кстати, договор с институтом разработчики проекта гидроузла по каким-то причинам решили расторгнуть. Кроме того, среди возможных последствий строительства гидроузла может стать подъем Иртыша и затопление тысячи прибрежных дач, скотомогильников, прудов-шламоотстойников нефтезавода, городской свалки.

Несмотря на то, что его строительство включено в план празднования 300-летия Омска, подрядчик собирается добиться через суд переноса срока ввода в эксплуатацию до конца 2018 года. В любом случае представители заказчика проекта гидроузла считают, что масштаб проблемы преувеличен экологами, хотя признают, что после запуска объекта экология Иртыша ухудшится. Экологи считают, что остановить стройку можно только гражданским сопротивлением. Но говорится об этом уже больше года, а подвижек не видно. Проект запущен, и, скорее всего, вспять гидроузел уже не повернут.

Уважаемый читатель!
Свое мнение Вы можете высказать по телефону 21-55-65.

Фото из архива редакции
 

Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 86
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru