5080 0 29-05-2014

Ольга Дыховичная: Герман-старший опередил нас всех

«Домашняя газета» продолжает серию интервью со звездами, которые посетили наш город в период II Национального кинофорума дебютов «Движение». На этот раз героиня нашей публикации – член его жюри, актриса, режиссер, сценарист, обладательница награды за лучшую женскую роль на кинофестивале в Онфреле (Франция), директор фестиваля независимого кино 2morrow Ольга Дыховичная.

ГЕРМАН-СТАРШИЙ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

– Ольга, вы выпускница режиссерских курсов Алексея Германа-старшего. Расскажите, пожалуйста, каким он был учителем?

– Алексей Юрьевич перевернул мою жизнь. Он вообще оставил след в сердце каждого, кто был с ним знаком. Бывают встречи с людьми планетарного масштаба, с гениями, и важно не пропустить этого события.

Я оказалась в числе счастливчиков, которые стали его студентами. Это был второй из двух курсов, которые он в своей жизни вел. Мы не верили, что такое вообще возможно. Помог случай.

Алексей Юрьевич и Светлана Игоревна (Кармалита, супруга режиссера. – Прим. ред.) оказались в Москве. Они готовили сценарий для фильма «Трудно быть Богом», и он согласился взять курс. Это был человек с точным пониманием того, что такое кино, что такое режиссер. Он был принципиален и с собой, и с нами и никогда не применял слово «ремесло» по отношению к делу, которым занимался.

– Какие из слов, сказанных Алексеем Юрьевичем, больше всего вам запомнились?

– Он был действительно очень строгим воспитателем и в то же время не искал сложных формулировок, не перехваливал и не источал каких-то феерических восторгов. А если говорил кому-то из нас: «Неплохо», то это была высшая награда.

Помню, как он отметил, что ему понравилась моя курсовая работа. Меня приятно поразила эта оценка и то, что он верил в меня.

– Можете ли вы назвать себя продолжательницей его дела?

– Алексей Юрьевич задал нам, его студентам, такую высокую профессиональную планку, что мне сложно сказать, вошла ли я в эту профессию. Пока я лишь хожу вокруг своей цели.

Сейчас я прежде всего делаю документальное кино, продюсирую игровое, но не готова еще стремительно войти в эти двери, потому что на вопросы, которые он задавал нам, у меня пока нет ответов. Значит, пока рано.

– Какое впечатление произвел на вас фильм Алексея Юрьевича «Трудно быть Богом»?

– Как я говорила, время нашей учебы и его работы над картиной совпали. Он как раз писал сценарий, многое рассказывал, делился с нами. Некоторым моим однокурсникам довелось поработать с ним над фильмом в качестве вторых режиссеров, ассистентов. У меня не было такой возможности, о чем отчасти жалею.

Мгновениями мы видели, чувствовали, что на наших глазах создается нечто невероятное. Уже тогда было понятно: в своей задумке он опережает время, хотя ничто не предвещало, что сегодня фильм окажется настолько актуальным. Это был 1999 год – другие люди, жизнь, эпоха. И как он наше сегодняшнее настоящее почувствовал? Невероятно! Он общался с какими-то иными величинами, понимал что-то непостижимое для остальных. И то, что эта картина вышла сейчас, и именно на эту тему, только подтверждает: это гений.

КИНО – ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

– Осенью пятая годовщина со дня смерти выдающегося российского режиссера – вашего супруга Ивана Владимировича Дыховичного. Какие его проекты вы поддерживаете?

– Ежегодно на протяжении нескольких лет в память об Иване мы проводим фестиваль 2morrow (Иван Владимирович был основателем – президентом  фестиваля с 2007 года. – Прим. ред.). Наш кинофорум дает жизнь новым кинематографистам, новому кино, налаживает коммуникации режиссера и актера со зрителем, который открывает для себя новые чувства, переживания... Это деятельность, которая для меня соединяется с некоей миссией, связанной с Иваном. И я надеюсь, что в этом году фестиваль вновь состоится.

– Многие киноведы сравнивают 2morrow с Национальным американским кинофестивалем независимого кино «Сандэнс». Вы с ними согласны?

– Для нас это очень интересная параллель: мы маленькие, но крепкие. Я надеюсь, что и в этом году судьба позволит нам провести наш фестиваль. Почему-то каждый раз это так же сложно, как и в первый раз. Трудно найти и финансовые возможности.

– Но вместе с тем, несмотря ни на что, вам удается привлечь иностранных кураторов. Зачем вам эти сложности?

– Мир критиков, кураторов, программных директоров кинофестивалей очень узок. Это штучные экземпляры. А нам хочется нового слова, нового взгляда, что очень важно для нашего зрителя. Понимая это, однажды мы решились на эксперимент: ежегодно приглашать на наш фестиваль человека, который никогда не был в России, но выбирает такое кино, которое, по его мнению, будет интересно российской публике. Так в число членов дирекции 2morrow вошли кураторы «Сандэнс» и Каннского кинофестиваля.

НЕ КРИТИКУЙТЕ РАДИ КРИТИКИ

– Фестиваль «Движение» прошел в Омске во второй раз. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

– Я рада наблюдать приятную картину: залы полные! А это значит, что кинофорум нужен городу. Все остальное не имеет значение. Если люди смотрят фильмы – значит, все случилось, все сошлось.

– Сегодня многие кинокритики отмечают, что российский, особенно провинциальный, зритель еще не готов к авторскому кино. Как вы к этому относитесь?

– К сожалению, на данный момент в отечественной киноиндустрии несколько неправильно распределены роли. В частности, по моему глубокому убеждению, критики должны не критиковать ради критики, а помогать зрителю понимать кино.

Не существует идеального фильма. В каждой картине есть ошибки. Особенно, если это живые фильмы, сделаные молодыми людьми на какой-то внутренней воле, на собственном энтузиазме, со своей болью.

А затоптать можно все что угодно. Хорошо известен пример, когда в редакцию, если я не ошибаюсь, литературного журнала было прислано раннее стихотворение Пушкина, которое получило чрезвычайно жесткую рецензию. А если бы там были указаны знаменитые на весь мир имя и фамилия, то результат был бы совершенно другим. Нашему зрителю очень сложно. Он готов увидеть новое кино, что демонстрирует омский фестиваль, но кроме организаторов кинофорумов, никто не помогает ему.

– Какой же вы видите выход?

– Нужно прежде всего понять, что киноиндустрия создана не только ради получения удовольствия. Это часть нашей культуры, искусства. Мы же проходим в школе литературу. Необходимо учить и тому, как смотреть фильмы. Во Франции проводят уроки кино. Я сама была свидетелем того, как в музей кино парижской фильмотеки привели таких вот шпингалетов и рассказывали им про Эйзенштейна, братьев Люмьер... И семилетняя малышня демонстрировала неплохую эрудицию. Нужно повышать уровень нашего кинообразования.

 

► МНЕНИЕ

АЛЕКСАНДР БАРШАК, РЕЖИССЕР, АКТЕР:

– Ольга – одна из очень редких на сегодня актрис, которые для меня лично, перефразируя Евтушенко, «больше, чем актриса». Все, что она делает – умно, тонко и не односложно. Мне довелось встречаться в жизни с Иваном Дыховичным. Это был человек невероятного чувства грядущего, истинно болеющий настоящим. И я уверен, что именно Ольге досталось его уникальное авторское дыхание.

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«ЦВЕТЫ ДЛЯ ВЕРЫ»
Так называется выставка, открывшаяся в музее Кондратия Белова. Новая экспозиция посвящена 80-летию со дня рождения Веры Беловой – дочери мастера, имя которого носит музей. Выставка будет открыта ровно месяц – до 8 июня – по адресу: улица Ч. Валиханова, 10. 

 

 

Дата публикации: 14.05.2014.
Фото автора и www.sibmincult.ru

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 93
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru