2001 0 30-04-2014

Никита Михалков признался в любви к Омску

 

Одним из ярчайших событий фестиваля кинодебютов «Движение» для омичей, безусловно, стал визит в наш город Никиты Михалкова, выдающегося режиссера, актера, сценариста и вообще одного из крупнейших деятелей отечественной культуры. В рамках фестиваля Никита Сергеевич не только дал пресс­конференцию для журналистов, но и провел продолжительную творческую встречу с горожанами. Наиболее яркие моменты общения мэтра с омичами – в материале «ДГ».

– Никита Сергеевич, как вы оцениваете Омский фестиваль «Движение»? Своевременно ли, по-вашему, вообще проводить в провинции такие мероприятия?  Ведь в глубинке много экономических и социальных проблем.

– Насколько я знаю, интерес к кинофоруму в этом году выше, чем в прошлом, что, на мой взгляд, очень важно. А зрителя обмануть трудно. Сделать это можно разочек, а дальше уже гораздо сложнее. И то, что к фестивалю сегодня проявлен такой интерес, то, что он постоянно обогащается мнениями и количеством зрителей, это важно и для омичей, и для тех, кто представляет здесь свои работы.

Я всегда говорю: если есть душа, мышцы и сердце в России, то они не обязательно находятся в Москве или Санкт-Петербурге. В каждом регионе нашей страны есть невероятные абсолютные бриллианты: исторические, культурные, традиционные.

– Вы приезжаете в Омск не первый раз. Что вы можете сказать о нашем городе?

– Я не хочу точечно проходить по истории вашего края. Вы все прекрасно знаете, что такое был Омск и при Екатерине, и в гражданскую войну. Это потрясающий край невероятной красоты, с огромной историей и богатой культурой. Для меня Омск – одно из любимых мест в России. Естественно, что я говорю это здесь. Но, если бы меня спросили в любом другом городе, какие места являются на нашей земле моими любимыми, я бы обязательно включил в этот перечень Омск.

– Как вы оцениваете собственный кинодебют с высоты сегодняшнего опыта?

– Это был фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Мы, абсолютно безбашенные, неслись куда-то, ничего не боялись, не хотели сделать лучше других, а просто взлетели и парили, хохоча и подпрыгивая, не оглядываясь по сторонам.

Я иногда смотрю свои предыдущие фильмы и размышляю: «Неужели это мы сняли? Мама дорогая!». В этом смысле я счастливый человек: абсолютно не чувствую веса прошлого груза. Это не значит, что мне неприятно, когда хвалят картину, или мне не больно, когда ее ругают. Но каждый раз я делаю фильм, как будто делаю это впервые.

– Нужно ли в России ввести квоту на показ иностранных фильмов?
– Это невероятно сложный и противоречивый вопрос. Квотирование было принято и существует в таких разных странах, как Китай и Франция. Это налаженная система, и я ей очень завидую. Но сегодня ввести квотирование в нашей стране – это значит убить прокат. На мой взгляд, решение этого вопроса заключается в повышении качества нашего кино, в его правильном продвижении в том числе и через телевизионные каналы. Они не должны брать таких денег за рекламу, ведь это общегосударственное дело.

– Русское кино сегодня возрождается?
– В какой-­то момент я просто потерял надежду, потому что увидел гигантское количество картин, которые идут на западные фестивали только потому, что они безобразно показывают то, чем живут наши люди. А люди от этого устали.

Один старец сказал: «Жестокая правда без любви есть ложь». Правда может быть горькой, но если в ней нет отношения, сострадания, присущего русскому человеку, русскому искусству, то русский человек от этого устает: он портится, начинает хандрить, проклинать это кино.

Но со временем во мне возродилась надежда. Когда я увидел «человекообразные» фильмы: например, «Остров» Лунгина или, скажем, картины «Водитель для Веры», «9-я рота»... Последний пример для меня – это картина нашей студии «Легенда № 17».

Мне кажется, что если есть будущее у кино, то оно заключается именно в том, чтобы люди, которые снимают кино, уважали тех, кого они снимают и для кого они снимают, то есть самих себя. Другие способы заставить смотреть свои картины, например, запретив американские, – наивны и глупы.

– Свой новый фильм «Солнечный удар» вы снимаете по рассказу Бунина. Почему?
– Я подал заявку на съемки этого фильма 37 лет назад. Тогда Бунина нельзя было трогать. Но это неважно. Дело в том, что я сам никак не мог подойти к этой картине, пока не пришла в голову мысль соединить этот рассказ и бунинские «Окаянные дни». Это потрясающий документ эпохи – страстный, страшный и жестокий. Я читал его давно в самиздате и даже не представлял себе, что он будет опубликован.

В итоге получается не просто картина, это еще и 5 телевизионных серий. Мы пытались снять некую историческую хронику, документальную картину о происходящем в 20-м году. Есть сцены, которые не вошли в фильм, но они войдут в сериал, и это будет правильно.

– Вы – не только режиссер, но и человек, влияющий на культурную политику страны. У нас есть Омская крепость, где сосредоточена душа города. Можно ли, по-вашему, присвоить Омску статус исторического города и вообще остановить разрушение исторического образа российских городов, где по примеру Москвы в исторических центрах возникают небоскребы?

 – Это даже не вопрос, а ответ. Считайте, что я под ним подписываюсь. Если будет нужна какая-то моя помощь, я с удовольствием помогу. Потому что считаю, что это совершенно справедливое требование. Если во мне в этой связи будет какая-то надобность, я вас всегда поддержу.

3 ФАКТА О НИКИТЕ МИХАЛКОВЕ

• По словам режиссера, после фильма «Вокзал для двоих» к нему домой приходили письма на имя актрисы Людмилы Гурченко. «Зрители были уверены, после того, что в фильме произошло между мной и Людмилой Марковной в вагоне, я просто обязан на ней жениться», – признался в Омске режиссер.

• Несколько часов потратили дети Михалкова на поиски по дачному участку их пропавшей черепахи. «Зачем это было надо? Подумаешь, черепаха! Но нужно было сосредоточить их на уважении к живому существу, за которого они несут ответственность, к своему слову, а значит – к себе,» – поделился Никита Сергеевич, вспоминая о детстве Анны и Артема.

• Киномаэстро уверен, что иногда намного полезнее поговорить с конем, чем с человеком. «По крайней мере, не нужно ни ему кем­то казаться, ни мне от него чего-то ждать. Просто разговариваешь, а ответы приходят сами по себе,» – считает он, а потому любит отдыхать во время верховой езды или на охоте. В Омске режиссер уже охотился, но ни разу не был на ипподроме.

МНЕНИЕ

Алексей Учитель, кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист России:

 

– Я всегда вспоминаю, как Никита Сергеевич Михалков совершенно справедливо однажды заметил, что каждый свой новый фильм нужно снимать не как последний, а как первый. Это совершеннейшая правда!

 

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

ТАМ, ГДЕ ОБЪЕКТИВ БЕССИЛЕН
В Омском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка «Фотоальбом деда» заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного художника РФ Георгия Петровича Кичигина. Коллекция включает 16 живописных и графических произведений, которые создавались художником в 2009-2013 гг. 

 

В ОМСКЕ УВИДЕЛИ НОВУЮ «КАРМЕН»

В музыкальном театре прошла премьера оперы, в основу которой положено либретто одной из самых популярных в мире новелл Проспера Мериме «Кармен». В постановке омичей приняли участие Наталья Емельянова и Алексей Милосердов, Джени Окропиридзе, Вадим Невзоров, Владимир Бессребренников.

 

 

Фото Андрея Поповича и из архива www.sibmincult.ru

Ключевые слова: Никита Михалков, Омск, кинорежиссер, исторический облик, наш город, фестиваль кинодебютов «Движение», актер, сценарист, творческая встреча с горожанами, зритель, Москва, Санкт-Петербург, Екатерина II, гражданская война, кинодебют, фильм, «Свой среди чужих, чужой среди своих», квоты, иностранные фильмы, квотирование, Китай, Франция, продвижение, телевизионные каналы, реклама, старец, «Остров» Лунгина, «Водитель для Веры», «9-я рота», «Легенда № 17», «Солнечный удар», рассказ Бунина, «Окаянные дни», «Вокзал для двоих», Людмила Гурченко, черепаха, конь, Алексей Учитель, кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист России, Омский государственный историко-краеведческий музей, выставка «Фотоальбом деда», заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный художник РФ, Георгий Петрович Кичигин, коллекция, портреты в интерьере, в пейзаже, натюрморт, новая «Кармен», премьера оперы, либретто, новелла Проспера Мериме «Кармен», лауреаты международных и всероссийских конкурсов, Наталья Емельянова, Алексей Милосердов, Джени Окропиридзе, Вадим Невзоров, Владимир Бессребренников.
Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 93
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru