2298 0 19-02-2014

За окном «минус» падает, но дома «плюс» не растет

К сожалению, не всегда в наших квартирах горячие батареи

 

Сфера коммунальных услуг признана в нашей стране самой проблемной. Именно к ней у россиян больше всего вопросов. Кто-то считает, что мы значительно переплачиваем за сферу ЖКХ, а кто­-то – что уровень услуг оставляет желать лучшего. Получится ли когда­-нибудь прийти к общему знаменателю, для обычных потребителей остается загадкой.

Однако на деле оказывается, что у самих обслуживающих организаций, которыми зачастую недовольны омичи, вопросов к ресурсоснабжающим компаниям ничуть не меньше. Это и стало поводом для встречи за круглым столом. Диалог представителей управляющих компаний, надзорных органов и представителей ресурсоснабжающей компании организовала «Домашняя газета (Омск)». В ходе разговора представители управляющих компаний «Партнер-Гарант», ЖКХ «Сервис» и ЖКО «Берег» поделились насущными проблемами, которые мешают им качественно оказывать услуги населению.

В частности, становится все больше жалоб от населения на низкую температуру в квартирах. В период сильных морозов, который мы переживаем последнее время, серьезной проблемой стало соблюдение температурного режима, чтобы «погода» в домах омичей всегда была благоприятной, несмотря на любые капризы природы. Причем жалобы омичей обращены совсем не к ресурсоснабжающим организациям, а к управляющим компаниям, которые в этой ситуации стали заложниками системы. Именно поэтому первый вопрос, который подняли эксперты, касался несовпадения параметров технических условий с данными в договоре с ресурсоснабжающими организациями. Ресурсники попросту дают меньше тепла, чем необходимо.

«Начинаем с самого главного – температурный график теплоносителя, который должен пойти на дом. Когда на улице -37, я беру технические условия. Здесь указаны все параметры, которые должны быть. В графике обозначено – 150 на источнике и 70 на выходе. А в договоре у нас стоит 95/70», – заметил директор ООО «ЖКО «Берег» Владимир Максимов. Сегодня многие собственники очень хорошо следят за своим домом и разбираются в технических документах. После таких несовпадений они начинают задавать вопросы своей УК. «У нас в итоге три графика – 150/70, 130/70 и 95/70. При этом на всех домах установлены автоматизированные тепловые узлы. Так вот, максимальная температура, которую нам давали, это 112 градусов, притом что в это время должно быть 140», – заметил Владимир Максимов. Именно поэтому он уже не первый год настаивает на уточнении параметров во всех документах. Ведь об этом говорится и в законе – технические условия должны четко совпадать с параметрами в договоре. Подобная ситуация сложилась с горячей водой. В договоре сейчас нет главного параметра – давления. Ни один прибор его не показывает, и в техническом задании его нет. Но когда на 9-м этаже снизилось давление – какая разница жильцам, если в квартире просто холодно? Виновата вновь управляющая компания.

На озвученные проблемы директор СП «Тепловые сети» Омского филиала ОАО «ТГК-11» Владимир Дмитриев ответил, что в цепочке доставки ресурса жильцам управляющая компания стоит последней. И именно она несет ответственность перед собственниками. «Нагрузка источника каждый год меняется, так как появляются новые дома и новые потребители. Решать проблемные вопросы стоит до начала отопительного сезона, в период его подготовки. Это обычно май­июнь», – пояснил Владимир Дмитриев. Также он отметил, что при подаче температуры специалисты смотрят на среднюю температуру по суткам и тогда поднимают температуру на источнике. «В морозные дни в январе мы держали 112-115 градусов. Поднять выше можно, но насколько это безопасно и необходимо?» – резюмировал Дмитриев.

Однако проблемы этим не решатся. Если жилец платит напрямую тепловой компании – у него публичный договор. Тогда собственники задают все вопросы напрямую. Если же у ресурсоснабжающей компании договор заключен с УК, то именно она будет отвечать за все беды. «Хотелось бы, чтобы каждый отвечал за свое», – заметил Владимир Максимов.

Еще одна важная составляющая – высокий процент износа жилищного фонда. Особенно в Советском округе. Управляющий «ЖКХ «Сервис» Жанна Захарова отметила, что из-за изношенности тепловых сетей прорывы и аварии неизбежны, а устранение последствий «расконсервации» дома оплачивают сами жильцы. «Больше волнуют последствия отопительного сезона. В этом году порядка 800 домов уже попадали под отключение, и пришлось фактически на этих домах заново начинать отопительный сезон. В некоторых случаях издержки таких процессов ложатся бременем на карман жильцов. А Государственная жилищная инспекция и Роспотребнадзор приезжают по жалобам жителей на отсутствие тепла и наказывают нас за последствия этих отключений. А потом получается, что именно к нам больше всего обращений. Но это связано с тем, что у нас один из самых изношенных жилищных фондов в городе Омске. И если уж организации следят за соблюдением прав жителей, надо тогда разбираться в причинах. Нужно более объективно подходить к решению вопроса», – попросила Жанна Захарова. Из­за частых аварий на теплотрассах управляющим организациям приходится не один раз за отопительный сезон перезапускать систему. В результате возникает проблема с ОДН: при аварии приходится сбрасывать огромный объем воды в системе, что приводит к увеличению счетов граждан.

Разговор о том, что жильцы – главные заложники неслаженных действий в решении проблемных вопросов в жилищной сфере, продолжил заместитель управляющего по связям с общественностью ЖКХ «Сервис» Александр Бурых. «Практика нашего взаимодействия говорит о том, что ответственность несет управляющая компания, но чаще всего заложниками являются жители. После приватизации жильцы дома стали его хозяевами. Им дома передавали зачастую в состоянии, требующем капитального ремонта. Получается, что на все виды текущего ремонта имеется маленькая сумма денег, а сам дом нуждается в капремонте. Второй момент, который отмечу, касается лицензирования УК согласно новому закону. Если основанием для отказа в выдаче лицензии станут жалобы жильцов, то большинство компаний откажутся от старых домов. Зачем терять бизнес, если мы понимаем, что деньгами текущего ремонта капитальный не сделать», – заметил Бурых.

Технический директор ООО УК «Партнер-Гарант» Вячеслав Мальсаков отметил, что в этом году отопительный сезон проходит достаточно неплохо по сравнению с прошлым годом. Единственная просьба к ТГК-11 – освободить их управляющие компании от установки расчетных насадок. «В этом году отопительный сезон проходит достаточно неплохо по сравнению с прошлым годом. Запуск у нас прошел почти без проблем. Единственное, о чем хотелось попросить, – снять с нас обязанность устанавливать расчетные насадки. В прошлом году, когда был запуск отопления, у нас стояли расчетные насадки, и пока мы добились того, чтобы установили рабочие, момент был упущен».

Он также отметил, что максимальную температуру подачи, на которой настаивают другие управляющие компании, старые дома просто не выдержат. «Системы не менялись долгое время. Многие дома требуют капитального ремонта. И понятно, что такой нагрузки старые системы просто не переживут. Тем более что некоторые собственники при ремонте в квартирах поменяли трубы на пластик. А такие трубы прошлых лет рассчитаны максимум на 90 градусов», – пояснил он. Важен и тот момент, что не всегда есть возможность провести и текущий ремонт. Есть такие дома, где собирается на ремонт по 20 тысяч рублей, которых ни на что не хватит. Собственники просто не в силах собрать большие суммы.

Старые дома и изношенные тепловые сети доставляют немало проблем как ресурсоснабжающим, так и управляющим компаниям.
А в итоге омичам приходится оплачивать все аварийные ситуации

Представители надзорных органов, в свою очередь, заметили, что всегда идут навстречу и жильцам, и управляющим компаниям. Но вопрос коммунальщиков про температурный график поддержали: «Почему вы тогда не разрабатываете такой температурный график на 115-120 градусов, если вам в нем комфортно работать? Проектировщикам задаете 150/70, в техническом задании также», – заметила Людмила Лещева, госинспектор Омского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского управления Ростехнадзора. Также она отметила, что управление реагирует на все звонки граждан: «Правда мы не выезжаем, если звонят по температуре в квартире, а вот вопросы, касающиеся трассы, камеры, мы всегда контролируем. Если в прошлом году таких обращений было восемь, то в этом году уже три», – пояснила инспектор.

В беседе за круглым столом приняло участие министерство строительства и жилищно­коммунального комплекса Омской области. Начальник отдела энергетики Григорий Макаров отметил, что каждый месяц в ведомстве проводятся плановые заседания штаба по обеспечению безопасности теплоснабжения с участием ресурсоснабжающих организаций. Внеочередные заседания штаба в течение года собираются по мере необходимости.

По данным министерства, ежегодно с целью обеспечения стабильной и безаварийной работы жилищно­коммунального комплекса, в период подготовки к отопительному сезону выполняются мероприятия по замене порядка 80-90 километров тепловых сетей. Ведь в настоящее время достаточно остро стоит вопрос модернизации в сфере жилищно­коммунального комплекса. Зачастую оборудование, используемое предприятиями, исчерпало нормативный срок эксплуатации и морально устарело. Так, износ систем теплоснабжения составляет 70-80%. А протяженность ветхих тепловых сетей 443 километра – 14,8%. В ряде муниципальных районов доля ветхих тепловых сетей, нуждающихся в замене, достигает 50-70%.

Сейчас стоит задача привлечения в жилищно­коммунальную отрасль внебюджетных инвестиций. Для этого в настоящее время создана рабочая группа («проектный офис») по модернизации жилищно­коммунального комплекса Омской области. Отметим, что жилищно­коммунальный комплекс региона включает в себя 1667 источников теплоснабжения суммарной мощностью 10,6 тысячи Гкал/час. Протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 2998,6 километра.

Общую идею состоявшегося разговора можно обозначить несколькими выводами. Во­первых, собственникам уже давно пора становиться хозяевами своих домов и более ответственно подходить к вопросу содержания дома. При этом каждый должен получать достоверную и понятную информацию о своих коммунальных платежах. Во­вторых, сегодняшний городской жилищный фонд слишком разный, чтобы решать вопросы теплоснабжения по жестко разработанным параметрам. Управляющие компании не против индивидуального подхода, главное – в итоге не перегреть новые дома и в то же время дать достаточно тепла в старые. И в­третьих, необходимо разработать единую площадку, на которой коммунальщики и ресурсники решали бы насущные проблемы при помощи диалога.

От такого подхода выиграют все звенья цепи: потребитель – исполнитель – ресурсоснабженец. Ведь в ходе круглого стола почти все представители управляющих компаний высказали мнение, что переговоры, ведущиеся с тепловиками уже не первый год, к консенсусу так и не приводят. В результате жители жалуются именно на управляющие компании за снижение тепла в их квартирах или отключение в случае аварии.

«У нас такая практика, что если проблема возникает, то идем в суд. Не было ни одной нормальной переговорной площадки, на которой управляющие компании и ресурсоснабжающие компании могли договориться. Мы все разные, а поставщик услуг, как правило, один. Есть проблема, которую можно решить только сообща, надо договариваться и объясняться на одном языке, не говоря уже об открытости экономических показателей для собственников», – резюмировал Александр Бурых.

 

 

 ► На заметку

В соответствии с нормативами по качеству предоставления коммунальных услуг минимальная температура воздуха в жилых помещениях должна составлять:

Ø   в комнате +20 °С;

Ø   в жилой угловой комнате +22 °С;

Ø   в кухне +18 °С;

Ø   в отдельной ванной и совмещенном помещении ванной и уборной +25 °С;

Ø   в индивидуальной уборной +18°С.

Установлено допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (с 0:00 до 5:00) – не более 3 °С, допустимое превышение нормативной температуры – не более 4°С. В остальное время (с 5:00 до 0:00) отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.

Температура горячей воды должна быть не ниже +60 °С и не выше +75 °С. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, 24 часа подряд – при аварии на тупиковой магистрали, не более 14 суток – для проведения ежегодных профилактических работ.

 

ВАЖНО!

С 1 сентября 2013 года введены в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В соответствии с ними при эксплуатации системы центрального отопления жилых домов должна обеспечиваться оптимальная температура воздуха в отапливаемых помещениях, то есть не ниже значений, предусмотренных стандартами.

 

P. S. Уважаемый читатель! Какие темы Вы хотели бы обсудить за «круглым столом»? Свои предложения Вы можете озвучить по телефону редакции «ДГ»: 21-55-65.

Фото редакции «ДГ», из архива респондентов и открытых Интернет-источников

Ключевые слова: Омск, температурный режим, квартиры, стандарты, сфера коммунальных услуг, обслуживающие организации, омичи, ресурсоснабжающие компании, круглый стол, управляющие компании, надзорные органы, «Домашняя газета (Омск)», низкая температура, директор ООО «ЖКО «Берег», Владимир Максимов, директор СП «Тепловые сети» Омского филиала ОАО «ТГК-11» Владимир Дмитриев, Советский округ, Управляющий «ЖКХ «Сервис», Жанна Захарова, отключение, отопительный сезон, Государственная жилищная инспекция, Роспотребнадзор ОДН, аварии, увеличение счетов граждан, управляющий по связям с общественностью ЖКХ «Сервис» Александр Бурых, технический директор ООО УК «Партнер-Гарант» Вячеслав Мальсаков, госинспектор Омского отдела по надзору в электроэнергетике Сибирского управления Ростехнадзора Людмила Лещева, министерство строительства и жилищно­коммунального комплекса Омской области, начальник отдела энергетики Григорий Макаров, жилищно­коммунальный комплекс региона, номативы, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, стандарты, системы центрального отопления жилых домов, жилое помещение.
Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 36
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru