4145 0 19-02-2014

Как правильно креститься и класть поклоны?

ВЕРУЮ

При крестном знамении три сложенных вместе пальца символизируют троичную природу Бога

 

Крестное знамение и поклоны являются одним из видимых действий православного христианина во время богослужения, посещения храма и личной молитвы. Однако, как признают сами священники, часто люди, даже долго и регулярно посещающие церковь, делают это небрежно или неумело. В очередном материале из цикла о правилах поведения в церкви «ДГ» рассказывает о том, как правильно совершать эти важные действия.

Почему важно правильно креститься?
Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знак Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя (или на того, кого он осеняет, например, своего ребёнка) Божественную Благодать Святого Духа.

Благодатная сила дана крестному знамению потому, что Христос Своей смертью на Кресте, являющейся актом величайшего Божественного Самопожертвования из любви к Своему погибающему творению, победил сатану с его гордыней, освободил человека от рабства греха, освятил Крест как победоносное оружие и даровал это Оружие нам для борьбы с врагом рода человеческого – дьяволом. Поэтому крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно. То есть вдумчиво, без спешки и аккуратно.

Как нужно складывать пальцы?
Совершая крестное знамение по традиции Русской православной церкви христианин складывает пальцы правой руки так: три пальца (большой, указательный и средний) слагаются вместе, чтобы кончики пальцев соединялись ровно. Два оставшихся пальца (безымянный и мизинец) пригибаются к ладони (рис. 1).

У сложенных таким образом пальцев есть важная символика. Сложенные вместе три пальца выражают веру христианина в троичную сущность Бога: Отца, Сына и Святого Духа как в единосущную и нераздельную Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, означают в то же самое время веру в двоичную природу Христа. А именно в то, что Сын Божий объединил в себе две природы – Божескую и человеческую.

Как нужно осенять себя крестом?
При совершении крестного знамения ни в коем случае нельзя торопиться. При этом тремя соединенными пальцами сначала нужно коснуться лба (рис. 2). Это делается для освящения нашего ума. Затем пальцы переносятся на живот (в районе солнечного сплетения). Тем самым мы освящаем свои внутренние чувства. После этого рука переносится и касается сначала правого плеча, а затем левого. Этим самым освящаются телесные силы человека.

Порядок касания плечей при крестном знамении особенно важен. В свое время это вообще считалось одним из важных знаков отличия православных и католиков. Потому что последние крестятся слева направо.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Слово «аминь» значит: истинно, правда, да будет так. После того как правая рука опускается, в большинстве случаев совершается тот или иной вид поклона.

Как правильно кланяться?
В православном обиходе различаются два вида поклонов (рис. 3). Поясной, когда молящийся кланяется до пояса. И земной, когда он становится на колени и кланяется, слегка касаясь лбом пола. В некоторых ситуациях на богослужении верующий отвечает на действия священника склонением головы.

О конкретных случаях выполнения тех или иных поклонов мы расскажем в одном из следующих материалов. Пока же отметим, что выполнять поклоны так же нужно с должными настроем и аккуратностью.

Во время ежедневной службы в храме нужно становиться в церкви так, чтобы своими поклонами не мешать другим верующим. В праздничные дни, когда в церкви многолюдно, полный поясной или земной поклон выполнить удается не всегда. Конечно, расталкивать прихожан в этом случае нельзя. Достаточно поклониться так, как это позволяет ситуация. Но это не значит, что к поклону нужно относиться формально.

И еще один важный момент. Большинство прихожан в русской православной церкви во время службы совершают молитвы стоя. Сидеть благословляется только очень пожилым или страдающим серьезными заболеваниями людям. Для них в большинстве храмов имеются специально заготовленные скамейки.

► МНЕНИЕ

Протоиерей Димитрий Смирнов, первый заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства:
 
 
– Почему православному надо осенять себя крестным знамением? Это познается опытным путем. Крест – это орудие смирения Господа нашего Иисуса Христа. А ничего так не боится дьявол как смирения.

 

 

МОЛИТВОСЛОВ

Символ веры
Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Символ веры – не молитва. Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, ангелам или святым. Весь символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни. 1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.
 
 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ НАУЧАТ ПАТРИОТИЗМУ
16 февраля 2014 года на базе воскресной школы при Кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы открылось военно-патриотическое отделение во имя благоверного князя Александра Невского. Организатор и руководитель отделения – войсковой священник, председатель отдела культуры Омской епархии иерей Олег Ганженко. 

 

В НИКОЛЬСКОМ СОБОРЕ ПОМЯНУЛИ ВОИНОВ-АФГАНЦЕВ

15 февраля, в день 25-летия вывода советских войск из Афганистана, в Свято-Никольском казачьем соборе состоялась панихида по погибшим воинам, которую совершил ключарь собора протоиерей Игорь Скобеев. Инициаторами проведения стали омские ветераны афганской войны. По традиции, несколько десятков человек собралось в войсковом храме города для того, чтобы помолиться об упокоении душ воинов-афганцев.

 
 
 
 
По материалам православных интернет-порталов.
Фото редакции "ДГ" и из открытых Интернет-источников
 
P. S. Уважаемый читатель! Если у Вас есть вопросы о правилах церковного этикета,
Вы можете задать их по телефону редакции «ДГ»: 21-55-65.
 
 
 
Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 53
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru