2312 0 05-02-2014

Чему учат в театре Драмы

Уже полтора года на сцене Омской Драмы идет спектакль «Русский и литература» по пьесе, написанной нашим современником, врачом-кардиологом из Тарусы Максимом Осиповым. Спектакль о наших с вами современниках, жителях небольшого провинциального городка. Темы, которые поднимает автор, очень острые, не для всех приятные и почти наверняка спорные: вера, религия, национальный вопрос и мигранты, власть и человек во власти. Но этим спектакль, наверное, и интересен. Однако интересен он не только совпадением с нынешним социальным контекстом.  

Прежде всего этот спектакль – о человеке. О смысле жизни и смысле смерти. О любви. О невозможности любить. И о невозможности не любить. То есть о тех вопросах, которые рано или поздно возникают у каждого. Встают они и перед героями пьесы. И порой за ответы приходится платить слишком большую цену…

Небольшой городок где-то в средней полосе России. Здесь все друг друга знают. И все друг про друга знают. Не скроешь ни плохое, ни хорошее. Священник, учитель, судья, глава Законодательного собрания и местного самоуправления, милиционер, парикмахерша. И девочка, которой больше нет, но которую все почему-то помнят. Здесь живут потерянные люди. Потерянные или потерявшие. Что в сущности одно и то же. Потерявшие страну, родину, семью, ребенка, любовь, смысл, идеалы. Направление, куда жить, и зачем. Себя, может быть.

– У вас в пьесе действуют три главные силы: начальница Ксения, мусульманка Рухшона и учитель, русский интеллигент. За кем остается победа?

– Пожалуй, что ни за кем, – отвечает автор текста. – Чья-либо решительная победа была бы отклонением от правды, от художественной правды, как я понимаю ее. И мне очень дорого то, что эта полифоничность сохранилась в постановке ом­ского театра. Искусство, как мне кажется, обладает важным свойством – оно расширяет сознание. Но делает это ненасильственным способом, не лишает зрителя, слушателя, читателя свободы (из интервью Ирины Ульяниной с Максимом Осиповым. – Прим. ред. «ДГ»).

Главная фигура в этом городе – глава Законодательного собрания Ксения Николаевна (мощная актер­ская работа Ирины Герасимовой). Аятолла, духовный вождь, как называет ее учитель. Кажется, она знает – что, и знает – как. Восстанавливает храм и распоряжается в пельменной, ей принадлежащей, одинаково жестко и бескомпромиссно. Ни капли сомнения в собственной правоте. Она несет свой крест тяжело и ожесточенно.

Актриса играет не просто должность, чиновника, даже не узнава­емый типаж женщины, облеченной властью. Ее Ксения – мать, потерявшая дочь, человек, потерявший смысл жизни, страдающий от внутренней пустоты и даже не осознающий этой драмы. Ее ветхозаветная сущность («око за око») кидает ее от коммунизма к православию, от православия к исламу. Она ищет, где проще и понятнее. Где яснее и однозначнее ответы. Где только черное и белое. У нее есть враг в этом городе. Враг, который ее врагом не считает. Это учитель русского языка и литературы, «чеховский интеллигент» Сергей Сергеевич (Михаил Окунев). Тот, который погубил (по мнению Ксении) ее дочь Верочку. Один из тех «умников, что развалили страну».

Ксения не ведает, что он тоже строитель, только строят они разные храмы. Может быть, учитель единственный здесь делает то самое дело, которое не позволит окончательно потонуть как в «чужеродном», так и в «родном» – невежестве и ограниченности. Он учит слову и словом. Передает будущим поколениям те самые «культурные гены», которые позволят выжить и продолжиться русскому народу.

Но и у него тоже – потеря. И тоже – вопросы… Его боль – Верочка. «Разве годился я Верочке? Я и старше, и… ученица». Последняя, вероятно, любовь. Любовь несбывшаяся, почти не высказанная. Кто она для него была? Талантливая девочка, любимая ученица. Почти дочь. Но и нечто большее. «Никому не нужна была ее смерть, никому…»

Верочка (Алина Егошина) появляется в спектакле только в воображении и памяти учителя. В чем-то воздушно-белом, юная и стремительная. Существо не отсюда, обреченное стать жертвой. «У тебя глаза как на некоторых иконах...». Тот, другой свет, увидел учитель в ее глазах. Любовь как поиск истины в другом человеке.

Ищет истину и мусульманка Роксана-Рухшона (Анна Ходюн), рожденная в советском еще Таджикистане, окончившая филфак МГУ. Мир отверг ее так же, как и русскую девочку Верочку. Она, для которой русский язык – родной, впитавшая в себя русскую культуру, восторгавшаяся в юности Платоновым, пережившая распад страны и войну, теперь с болью и кровью пытается избавиться от этого и вернуться к своим корням, к своей вере.

«…«Русский и литература» – это современная пьеса, но она написана в классических традициях, прекрасным русским языком, – считает режиссер спектакля Елена Невежина. – Она глубокая, но там есть и схваченное сиюминутное, живое, узнаваемое и поэтому уходящее в комическое, в смех. Живой язык и наши реалии. И при этом затрагиваются главные вопросы христианства – о неизбежности смерти, вопрос веры. Это же вообще – вечность. И опять же, она о любви – о материнской, о любви мужчины и женщины… О служении, о долге…И еще об очень многом».

Они все ищут истину. Ищут небесное в земном. Каждый по-своему, своим путем, но одинаково мучительно и сложно. Одни вопросы. Как смириться со смертью, которой не должно быть? Зачем жить в этом мире, если он никогда не будет идеальным? В чем Истина?.. Есть ли ответы?..

Может быть, кто-то найдет ответ в финальных словах учителя – почти чеховских: «Радуйтесь в простоте сердца, доверчиво и мудро», – говорю я детям и себе. – Не сам придумал, но повторяю столь часто, что сделал своим. Таким же своим, как сонных детей в классе, как русскую литературу, как весь Божий мир».

 

Уважаемый читатель, а у вас какой любимый спектакль из репертуара Омского академического театра драмы? Поделитесь своим мнением по телефону редакции «ДГ» 21-55-70.

 

Справка «ДГ»

«Русский и литература»

Драма в двух действиях. Автор – Максим Осипов. Режиссер-постановщик – Елена Невежина. Художник-постановщик – Игорь Попов. Художник по костюмам – Анастасия Глебова. Музыкальное оформление – Валерий Чернышев. Художник по свету – Тарас Михалевский. Премьера состоялась 23 мая 2012 года. В главных ролях: народные артисты России Валерий Алексеев, Моисей Василиади, Евгений Смирнов, заслуженный артист России Михаил Окунев, Ирина Герасимова, Алина Егошина, Татьяна Прокопьева, Ольга Солдатова, Олег Теплоухов, Анна Ходюн.

 

Елена Невежина, режиссер спектакля «Русский и литература:

– Мне кажется, люди очень соскучились по современной драматургии, по разговору про них самих в их реалиях. Сейчас особенно важно разговаривать прямым языком, не через аллюзии, не через классику, а рассказывать о нашем времени через наше время. Тем более что у нас есть и драматурги, и писатели хорошие. И, по-моему, Максим Осипов этому грандиозное подтверждение.

 

Омичи услышат необычную гитару

 

5 февраля в Концертном зале филармонии выдающийся московский виртуоз, лауреат международных конкурсов Евгений Финкельштейн познакомит омичей со своей новой программой «Бах и его великие современники». Его выступления впечатляют мощным, сочным гитарным звуком, безукоризненной техникой. Своей игрой талантливый исполнитель покорил меломанов из России, Австрии, Великобритании, Германии, Чехии и других стран.

 

В Сочи прозвучат омские голоса

Вокальный квартет «Премьер» представит наш регион в финале культурной Олимпиады «Сочи-2014». Известный коллектив Омской филармонии даст несколько сольных концертов, которые пройдут в Адлере (8 февраля), в Олимпийском парке (9 февраля) и в Лазаревском (10 февраля). Для зимней Олимпиады лауреат международного конкурса, вокальный квартет «Премьер» подготовил специальную программу, в которую вошли золотые хиты ретро-эстрады.

 

Все рейтинги
Get Adobe Flash player

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 80
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru