2031 0 18-12-2013

Светская этика или религиозная культура?

Пока педагоги светской школы не готовы к серьезному погружению в религиозную культуру

С прошлого учебного года во всех общеобразовательных учреждениях России начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики».Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись давно. Точку в спорах в июле 2009 года поставил президент Дмитрий Медведев, который поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России. Проходивший в 21 регионе в течение двух лет эксперимент был признан удачным, и новый курс ввели по всей стране.

Объединяющий предмет

Отметим, что на выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий – православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками, и основы светской этики.Пока курс преподается лишь ученикам 4­х классов. Однако ранее директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко отмечала, что дальнейшая судьба курса станет известна после того, как будут подведены итоги его преподавания у четвероклассников. По ее словам, вполне возможно, что курс будет включен в рамки предмета «Мировые художественные культуры» или других предметов, а может, будет отдельным.

По словам разработчиков, курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности по­средством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям и группируется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция.

Данный школьный предмет по задумке призван сплачивать школу, семью и общество. Однако эксперты полагают, что преподавать основы той или иной религиозной культуры российским школьникам должен ее носитель, а подготовленные универсальные учителя – временная мера. Также существует проблема преподавания одним учителем разных модулей. Что касается учебников, то в Русской православной церкви убеждены – использоваться в школах могут только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях.

В любом случае положительный эффект от предмета ожидают все – дети, обучаясь основам религиозных культур, волей­неволей вовлекают в этот процесс и родителей, представителей старшего поколения, которые могут иметь об этих вещах довольно смутное представление.

Опыт коллег лишним не будет

Пока предмет остается новым и не все его до конца понимают. Однако, как оказалось, у самих учителей скопилось немало вопросов. Именно поэтому накануне омские педагоги собрались на II межрегиональной научно­практиче­ской конференции «Актуальные вопросы введения комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В центре интересов участников были вопросы организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности детей при изучении предмета. Здесь педагоги поделились опытом и своими наблюдениями. Большое внимание было уделено представлению инновационных практик омских учителей – каждая секция завершалась мастер­классом и знакомством с новыми тенденциями в обучении. Оказалось, у учителей много споров по поводу учебников, методических материалов, пособий.

Завершил конференцию круглый стол, на котором были актуализированы наиболее сложные вопросы. Отметим, что темы здесь поднимались разные. Но мы остановимся подробно лишь на одной, которая затрагивает главный вопрос каждого – религия или светский предмет?

Церковь сказала свое слово

Последним с докладом выступил приглашенный протоиерей Димитрий Олихов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Омской митрополии, настоятель храма Иоанна Крестителя. В своей речи он затронул вопросы семейных ценностей. По его словам, 80% мужчин изменяют своим женам и 60% жен хоть раз в жизни изменяли мужу. Статистика ужасающая не только с точки зрения церкви. Отец Димитрий рассказал, что сегодня для православных людей становится нормой многоженство. Очень много мужчин имеют жен, любовниц (и не одну). Правда, для общества это все условно – официального брака же со всеми нет. Однако для церкви это самое очевидное многоженство. Все это видят дети, которые растут и формируются как личности в семье. Ими такое положение вещей уже с детства воспринимается как норма.

«Не спорю, прекрасные учебники по светской этике. Все в них правильно – обозначены важные понятия, что надо быть честными, верными и так далее. Но нет главного ответа:
«Зачем?». Именно на этот вопрос отвечает православная культура, вводя понятие греха. Это понятие из педагогики, к сожалению, ушло», – заметил отец Димитрий. Он напомнил всем присутствующим, что включают в себя семейные ценности – это и доверие, и надежность, и, конечно, дети, ведь они рождаются в семье. В этом более убедительна православная культура.

В беседе с «ДГ» отец Димитрий отметил и то, что сегодня педагоги не готовы к такому предмету. «Предмет «ОРКСЭ» воспринимается однобоко. Люди очень сложно воспринимают духовно­нравственную тематику и стараются свести ее к благим разговорам, благим пожеланиям. Ничего другого ждать не приходится. В первую очередь педагог должен начать с себя. Если не готов сам расти, то результат будет очень сложным. Такой готовности, к сожалению, пока мало», – констатирует отец Димитрий. По его мнению, предмет, конечно, полезен, но развитие возможно только через православную культуру, а светская этика здесь не убедительна.

Мнение из сети

При подготовке материала мы обратились к ресурсам, где общаются и оставляют свои комментарии педагоги. В принципе у большинства позиция схожа. В частности, многие отмечают, что необходимо воспитание школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Очень важно во время урока не допускать резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков. По словам учителей, недоброжелательное высказывание человека в чей­либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Тогда человек начинает терять моральную устойчивость.

Школа, конечно, всего не решит, очень многое зависит и от родителей, ответственных взрослых. Педагоги отмечают, что успешность учебно­воспитательного процесса в рамках курса напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи. Важно научить самих родителей прежде всего терпению по отношению к своему ребенку, тогда и будет заложен прочный семейный фундамент.

Кстати

Всего в этом году в Омской области в 4 классе обучается 20 551 ученик. Из них абсолютное большинство выбрали для себя курс «Основы светской этики» – 13 711 человек. Вторым по популярности стал модуль «Основы мировых религиозных культур» – его выбрали 4829 человек. Модуль «Основы православной культуры» изучают лишь 1916 детей, «Основы исламской культуры» – 94. Всего один четвероклассник слушает курс «Основы буддийской культуры», а вот «Основы иудейской культуры» не заинтересовали никого.

Детям всегда есть кому позвонить

Единый детский телефон доверия действует с 2010 года. С прошлого года к Единому телефону доверия были подключены городской центр социальной адаптации несовершеннолетних «Надежда» и Областной центр социально­психологической помощи несовершеннолетним и молодежи. Совсем недавно открыт пятый пункт приема звонков на базе Центра психолого­медико­социального сопровождения, ранее в этом году заработал пункт в Центре поддержки семьи.

За три года в службу поступило порядка 70 тысяч звонков. Каждый месяц специалисты – высококвалифицированные психологи – принимают от двух до трех тысяч звонков. По статистике больше всего на телефон доверия звонят девочки от 10 до 13 лет.

Директор Центра психолого­медико­социального сопровождения, где открыт пятый пункт приема звонков, Людмила Петрова рассказала, что конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. «Это означает, что можно получить психологическую помощь анонимно и бесплатно, тайна обращения гарантируется», – подчеркнула директор. По ее словам, перед профессиональными психологами, работающими с детскими звонками, поставлена главная задача – снять эмоциональное напряжение звонящего ребенка. Но при этом готовых ответов и советов специалист давать не должен – психолог лишь помогает выстроить план действий для решения проблемы.

У специалистов нет определителя номера, нет базы клиентов, все звонки действительно анонимны. Хотя ребята часто готовы назвать себя, и тогда диалог выстраивается проще. У психолога есть псевдоним, по которому постоянные клиенты телефона доверия узнают, с кем именно они разговаривают. Это тоже способствует доверительности.

«В каждой возрастной группе детей существуют свои «неразрешимые», по их мнению, проблемы. Это взаимоотношения со сверстниками, проблемы в отношениях детей и родителей, дет­ские страхи, трудности в учебе, зависимость от компьютерных игр, табака, алкоголя, наркотиков, конфликты в школе», – делится наблюдениями Людмила Петрова. У малышей преобладают детские страхи, в возрасте от 10 до 13 лет – проблемы со сверстниками и противоположным полом. А у старших все мысли занимает романтическая тема.

Появление Единого национального номера телефона для детей уравняло детей, проживающих в городах, и детей из сельских поселений в возможности получить экстренную психологическую помощь. Таким образом, сделан серьезный шаг на пути оказания психологической помощи детям, подросткам и их семьям.

С 1 сентября 2010 года на территории Российской Федерации действует Единый номер детского телефона доверия: 8 800 2000 122.

 

Альбина Сухарева, заведующая кафедрой гуманитарного образования ИРООО, доцент:

– Мы говорили о важных проблемах, которые касаются духовно­нравственного воспитания. В наших руках организовать его качественно. Воспитательный процесс будет зависеть от нас самих. Вопросы подняты разные, неоднозначные по сложности ответов. И вопросов даже было больше, чем ответов. Очень важно, что после такого разговора есть о чем подумать.

В детском доме учат самостоятельности

В специально воссозданных условиях жилой квартиры воспитанники детского дома № 1 учатся вести домашнее хозяйство и формировать семейный бюджет. Реализация проекта стала ответом на существующую проблему недостаточной социализации выпускников детских домов. Сейчас самостоятельно живут 12 воспитанников, которым уже исполнилось 16 лет. Такая практика будет способствовать быстрой и успешной адаптации в социуме.

Слабослышащих детей подготовят к школе

В омской школе-­интернате № 15 для слабослышащих открывается дошкольная группа. Здесь малышей с проблемами слуха будут готовить к школе. Открытию дошкольной группы предшествовала серьезная реконструкция здания школы с оборудованием отдельных входа и выхода в группу. С дошколятами будут заниматься преподаватели школы, логопеды, дефектологи, воспитатели со специальной подготовкой для работы в коррекционных группах.

 

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 60
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru