1441 0 13-11-2013

Омску грозит финансовая катастрофа?

Одной из обсуждаемых тем на прошлой неделе стал городской бюджет. Причем бюджет, который еще только планируется на будущий год. Действительно, времени осталось не так много, но у депутатов и у омичей пока больше вопросов к городской казне, чем ответов. Хотя ответы у мэрии есть, вот только они, к сожалению, тоже оказались неутешительными.

На прошлой неделе в Омском городском Совете прошли публичные слушания бюджета на 2014 год и плановый период 2015-го и 2016 годов. Процедура для горожан не новая. Но, учитывая накопившиеся в Ом­ске проблемы, желающих высказаться оказалось достаточно много, оттого и разговор получился острым.

ДЕНЕГ, КАК ОБЫЧНО, НЕТ

Первое слово взяла директор городского департамента финансов Инна Парыгина. Из ее доклада следует, что бюджет-2014 имеет следующие параметры: доходы – 11,63 миллиарда рублей, расходы – 12,34 миллиарда рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит более 700 миллионов рублей, а это максимально возможные 10%. Рассказывая о структуре доходов, Инна Парыгина пояснила, что 61% (7,7 миллиарда рублей) составляют собственные доходы, а 39% – безвозмездные поступления из бюджетов региона и Федерации. При этом собственные доходы Ом­ска упадут на 1,8 миллиарда рублей. «Причиной падения собственных доходов бюджета является изменение федерального и регионального законодательства, направленное на сбалансированность передаваемых полномочий по дошкольному образованию», – отметила директор департамента финансов. Для исполнения этих полномочий Федерация перераспределила в пользу регионов 5% от НДФЛ, которые зачислялись в муниципальные бюджеты. Те 20% зачисления НДФЛ в местные бюджеты со следующего года превращаются в 15%. Кроме того, Заксобрание приняло решение еще на 3% сократить отчисления по НДФЛ. Таким образом, город потерял 8% отчислений по налогу. Цена вопроса дополнительных 3% для местного бюджета – 550 миллионов рублей. Что касается расходов, то они впервые сформированы на основе 11 муниципальных программ, которые направлены на различные сферы. В итоге 85% городской казны – это выполнение социальных обязательств. Например, финансисты планируют потратить 23 миллиона рублей на муниципальные бани, 86 миллионов на поддержку КТОСов, еще 102 миллиона – на кронирование деревьев. При этом на компенсацию затрат автотранспортным предприятиям, которую выплачивали в последние годы, чтобы резко не увеличивать тариф на проезд в общественном транспорте, в бюджете на 2014 год денег не нашлось. Именно поэтому стоимость билета в следующем году возрастет до экономически обоснованных 20-25 рублей. Вот только как устанавливать тариф, с учетом лизинга или без него, еще не решили.

А ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

На публичных слушаниях все наблюдали редкую картину – общее единодушие. Только единодушие было именно в недовольстве омским кошельком. Впрочем, Инна Парыгина уверена, что ситуацию еще можно поправить. «Достаточно агрессивную политику мы будем вести в отношении неплательщиков, в отношении серых схем. Вот это, наверно, основной источник наших бюджетных пополнений. Кроме того, у нас большая надежда на пересмотр кадастровой оценки земельных участ­ков». Депутат Омского городского Совета Александр Иванов также отметил, что резервы у бюджета еще есть: «Сейчас даже при существу¬ющем бюджете администрация, если поработает, может найти порядка миллиарда рублей, которые пойдут дополнительно, но для этого надо поработать». В условиях жесточайшего бюджетного дефицита парламентарии готовы идти даже на необычные меры. К примеру, первый вице-спикер горсовета Василий Мамонтов предложил продать здание Дома культуры в Кировском округе за 1 рубль, поскольку денег на его ремонт нет и не предвидится. Свои предложения высказали и общественники. Алексей Матыцин, участник общественного движения «Омск – город для людей», сразу заявил, что в таком виде бюджет принимать нельзя. «По нашему мнению, не учтены возможные источники бюджета: федеральные программы, в частности, развитие электротранспорта. Не учтены возможности местные – это повышение налога на землю, за продажу земли», – заметил Матыцин.

ФЕДОТОВ НЕ СТЕСНЯЛСЯ В ВЫРАЖЕНИЯХ

С наиболее резкой критикой по поводу финансового положения города в следующем году высказался глава комитета по финансово-бюджетным вопросам ОГС Юрий Федотов. Он, не стесняясь, назвал бюджет «катастрофическим». «Говорят, что у нас бюджет социальный, что это – некое достоинство. Я бы назвал огромным недостатком то, что мы 85% средств тратим только на то, чтобы поддержать штаны и ноги не протянуть. Условно говоря, мы не работаем на будущее. При этом предполагается рост муниципального долга практиче¬ски в два раза», – заметил депутат. Неожиданно для всех Федотов упомянул 2000 год, когда из-за разногласий депутаты не принимали бюджет города целых полгода и в итоге вынуждены были сократить расходы и умерить финансовый аппетит. Он посоветовал городу плотнее работать с частным бизнесом. Депутат считает, что оставшиеся в собственности четыре муниципальных рынка могли бы приносить больший доход. Кроме того, необходимо брать налоги и с маршрутчиков. За 9 месяцев текущего года частные перевозчики заплатили в бюджет лишь 3 миллиона рублей. При этом, по данным Федотова, сегодня по городу ходит порядка 5 тысяч «газелей», в итоге получается, что из 20 поставленных на маршрут автомобилей платят фактически лишь за 3 или 5.

ЭКСПЕРТЫ НЕ НА СТОРОНЕ ФИНАНСИСТОВ

Впервые с критикой на бюджет выступила и Контрольно-счетная палата, которая провела свою экспертизу. Председатель Ирина Лен подвела итоги проекта бюджета: «Характерные особенности – формирование расходов в структуре программ, снижение доходных источников, рост расходов на обслуживание муниципального долга. Бюджет города не располагает достаточными ресурсами, поэтому задача – обеспечение сбалансированности бюджета в рамках данного проекта – решается преимущественно за счет сдерживания расходов. Уменьшаются расходы по инвестициям, капремонту и содержанию дорог». Она вновь напомнила о том, что долг муниципальной казны увеличится до 5 миллиардов рублей, и, соответственно, затраты на содержание этого долга также увеличатся. Кроме того, Лен озвучила и свое особое мнение по поводу повышения платы за проезд в муниципальном транспорте. Она порекомендовала предусмотреть субсидии либо установить экономически обоснованный тариф пассажирским предприятиям. Все замечания и предложения, которые прозвучали на публичных слушаниях, депутаты примут к сведению и рассмотрят на заседании комитета по финансово-бюджетным вопросом. Свое слово должен сказать и мэр. Впрочем, многие уверены, что некоторые параметры городской казны еще будут пересмотрены. В частности, дискуссия вокруг платы за проезд обещает стать крайне напряженной.

Все рейтинги

Как вы проведете грядущие выходные?

Всего голосов: 55
 
разработка сайтов
Рейтинг@Mail.ru